На прошлой неделе Волгоградская прокуратура предъявила обвинение банде подростков, напавшей на цыганский табор на берегу реки Ахтуба. Вечером 13 апреля на окраине города Волжского девять человек, пятеро из которых - школьники, напали на семью цыган. Убиты мужчина и женщина, девочка и 80-летняя женщина попали в больницу. Нападавшие обвиняются в убийстве по мотиву национальной, расовой ненависти.
О подробностях расправы и о том, как школьные учителя защищают скинхедов, рассказывает "МК". Подростки собрались вечером во дворе Современной гуманитарной академии. Выпили пива, водки. Все из приличных семей, поэтому пили ровно столько, чтоб родители не учуяли.
В банде были два 18-летних подростка, два 17-летних, а также школьники 14 и 16 лет. Лидер банды, 18 лет, работает маляром, позже при обыске у него дома найдут ботинки военного образца и любительское видео нацистских собраний, тренировок, уличных драк и избиений, записанное неизвестно когда, неизвестно кем, то ли в Волгограде, то ли в Ростове, и скачанное им из интернета. На первом допросе назвался идейным скинхедом. В камере поумнел. Теперь говорит, что он скинхед бывший.
В тот вечер лидер предложил идти на кладбище бить сатанистов. 13 апреля - день полнолуния, сатанисты обязательно должны были быть там. В сумерках, около 10 вечера, компания двинулась. Действительно в тот вечер молодые люди на кладбище были - четыре парня и три девушки 17-18 лет выпивали. Толпу подростков заметили издали. Четверо схоронились в дальнем углу погоста, трое - парень и две девушки - побежали к реке.
Началась погоня. Когда скинхеды выбежали к реке, сатанистов нигде не было. Они прятались в камышах под обрывом. А над обрывом догорал костер, стояло два цыганских шатра. В одном спал 50-летний Григорий Марьенков, его 80-летняя мать Полина, жена Марина и русская женщина Галя Пономарева, бомж, прибившаяся к кочевникам.
Во втором лежали двое мальчиков и их тринадцатилетняя сестра Роза. На улице у шатра спала пятнадцатилетняя русская девочка Таня из поселка Средняя Ахтуба, собиравшая с цыганами металлолом по свалкам.
Скинхеды, не догнавшие сатанистов, решили бить цыган. Никакого оружия - палок, цепей, обрезков металлических труб - у нападавших не было, поэтому они вырвали из земли колья, на которых держались шатры, и стали избивать людей этими кольями. Цыганка Марина, ее сын и племянник, а также русская девочка сбежали сразу. Из-под брезента выпутался Григорий Марьенков, бросился в драку. Его сбили с ног, пинали. Цыган поднялся во второй раз, выхватил у кого-то палку, махал ей вокруг себя. Его опять свалили и уже не дали подняться.
Избивая цыган, погромщики разделились. Одни пинали отца, другие палками по голове лупили девочку, третьи колотили женщину, четвертые - старуху. Когда цыган перестал сопротивляться, а женщина, девочка и старуха затихли, избиение закончилось. Подростки побросали палки и пошли прочь. Отойдя метров на тридцать, услышали кашель. Кашлял поднявшийся на ноги цыган. "Надо вернуться и всех добить", - сказал лидер.
Вернулись. Снова сбили цыгана с ног. Один из погромщиков разбил ему голову, бросив огромный камень. Милицию вызвала сбежавшая цыганка. Банда успела скрыться. Прочесали округу, выловили сатанистов - парня и двух девушек. Сначала подумали на них, но, допросив, отпустили. Ближе всего к месту преступления 19-й микрорайон. С него и начали. Допрашивали малолеток, стоящих на милицейском учете. К вечеру следующего дня преступление было раскрыто.
В трехсоттысячном Волжском на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних стоят 770 подростков, отмечает газета. Это все условно осужденные или еще не подлежащие уголовной ответственности, но уже попавшиеся на кражах или насилии. Отдельный учет для особо агрессивных неформалов. Футбольные фанаты - 11 человек. Панки - 9. Анархисты - 13. И еще национал-большевики - три девочки и мальчик. После избиения цыган эти списки пополнились семью сатанистами и шестью несовершеннолетними скинхедами.
На учете в милиции стоял только один член банды. Все остальные не попадали в милицию, не страдали наркоманией или алкоголизмом, не сбегали из дома. И семьи у всех вполне благополучные.
Подростков, устроивших в Волжском цыганский погром, называют скинхедами. Между тем их лидер говорит о том, что ему было все равно кого бить, просто очень хотелось подраться. Рядовых членов его банды обуревали скорее стадные, а не национальные чувства.
Лидер банды по совместительству был еще и активный футбольный фанат "Ротора". Самое яркое его впечатление от футбола - массовая драка фанатов "Ротора" с фанатами "Ростова" у волгоградского Дворца спорта в 2004 году. Создается впечатление, что футбол он любит меньше, чем уличные драки. Он сказал "МК", что абсолютно равнодушен к цыганам. И людей на берегу Ахтубы он избивал не из каких-то сильных национальных чувств. Ему просто нравится бить.
Областная прокуратура, уже разобравшись в подоплеке цыганского погрома, все-таки предъявила подросткам обвинение в убийстве по мотиву расовой ненависти. Сами следователи об этом не говорят, ссылаясь на то, что следствие только началось и обвинение предварительное. Можно предположить, что прокурорские действуют из соображений справедливости, отмечает издание.
Обвинение в расовой ненависти они предъявили для того, чтобы, насколько возможно, придать делу исключительный статус. Прокуратура уже добилась федерального статуса для этого преступления. О расовом убийстве пишут все газеты, в Волжский приезжала комиссия из Генеральной прокуратуры.
Вся банда, за исключением одного человека, из одной школы - 28-й. Волжского. Пятеро - нынешние ученики. Двое учились в ней раньше. Администрация школы отказалась беседовать о своих учениках. Однако "МК" удалось раздобыть копии двух характеристик на одного из членов банды. Одна из них написана в 2005 году для милиции, когда подростка за нанесение побоев двоим школьникам поставили на учет в комиссии по делам несовершеннолетних: "Как безответственный ученик, в жизни класса не принимает активного участия. Очень часто обижает одноклассников".
А вот отрывок из характеристики от 14 апреля 2006 года, написанной в день, когда его задержали за убийство: "Никита систематически посещает школу, не прогуливает без уважительной причины. Попусков не имеет. На уроках ведет себя хорошо. Со стороны учителей нареканий и жалоб нет. Детей в классе не обижает, пользуется уважением". Помощник прокурора города Юлия Назарова говорит, что и остальных участников банды учителя охарактеризовали очень положительно. По версии следователей, учителя просто боятся показать себя профнепригодными, да и родители, наверное, просят, договариваются как-то.
Городская прокуратура уже проверила 28-ю школу и выявила серьезные нарушения. Оказывается, школьный совет по профилактике работал формально, протоколов каких-то нет. Расследование продолжается.