В Санкт-Петербурге вынесен приговор высокопоставленному милиционеру, который признан виновным в пытках задержанного
НТВ
В Санкт-Петербурге вынесен приговор высокопоставленному милиционеру, который признан виновным в пытках задержанного
 
 
 
В Санкт-Петербурге вынесен приговор высокопоставленному милиционеру, который признан виновным в пытках задержанного
НТВ

В Санкт-Петербурге вынесен приговор высокопоставленному милиционеру, который признан виновным в пытках задержанного. Жертвой милицейского произвола стал юноша, подозреваемый в причастности к тяжким преступлениям на почве национальной ненависти.

В понедельник Приморский федеральный суд Петербурга вынес вердикт по делу заместителя начальника "убойного" отдела уголовного розыска Приморского РУВД Николая Тимошенко. Подсудимый был признан виновным в превышении служебных полномочий и приговорен к 4 годам условного лишения свободы с испытательным сроком в те же 4 года, сообщает "РосБизнесКонсалтинг" со ссылкой на пресс-службу следственного управления при прокуратуре Петербурга. Преступление страж порядка совершил в процессе расследования нескольких убийств и нападений, совершенных бандой бонхедов (скинхедов-неонацистов).

Дело в отношении Тимошенко и еще двух неустановленных сотрудников милиции было возбуждено весной 2008 года после появления некоей видеозаписи, запечатлевшей ход допроса в Приморском РУВД, который состоялся в декабре 2007 года. Тогда милиционеры расследовали два убийства и нападение на пресс-секретаря правительства Тувы Саяну Монгуш, вызвавшее большой общественный резонанс, сообщает ИА Regnum. В причастности к этим преступлениям подозревались подростки, входившие в банду скинхедов неонацистского толка.

Одним из задержанных по делу расистов оказался Андрей Червоткин, которому на тот момент исполнилось 17 лет. На видеозаписи, которая позднее стала главной уликой в деле Тимошенко, видно, как Червоткина заставляют приседать в надетом поверх одежды милицейском бронежилете, требуя при этом признательных признаний.

Сам Тимошенко категорически отрицает свою вину. По его словам, он действительно участвовал в задержании Червоткина и других подозреваемых в совершении националистических нападений в декабре 2007 года. Однако никаких действий по принуждению задержанного приседать в бронежилете и давать показания не предпринимал. При этом страж порядка подтвердил, что Червоткин с момента задержания отказывался от дачи показаний согласно статье 51 Конституции РФ.

Тимошенко также заявил, что Червоткин надевал на себя бронежилет в его присутствии, однако подросток делал это якобы по собственной инициативе, сугубо добровольно. Приседал задержанный тоже исключительно по собственной воле, утверждал попавший под следствие милиционер.

Примечательно, что Тимошенко так и не смог объяснить, откуда в милицейских кабинетах взялся тот злополучный бронежилет. По его словам, никаких бронежилетов в кабинетах тогда не было.

Тем не менее, следователи и суд квалифицировали произошедшее как пытки задержанного, устроенные по указанию Тимошенко. "Угрожая применением физического насилия, обвиняемый надел на несовершеннолетнего бронежилет, затем принудил к выполнению множественных приседаний в надетом бронежилете", - цитирует вынесенный приговор "Интерфакс". При этом "потерпевшему были причинены физические и нравственные страдания".

Согласно выводам гособвинения, Тимошенко "действовал из ложных интересов службы, в целях получения от задержанного несовершеннолетнего признания в совершении им тяжкого преступления". В итоге стража порядка осудили по пункту "а" части 3 статьи 286 УК РФ (превышение должностных полномочий).

Добавим, что сразу после предъявления обвинений замначальника отдела по расследованиям убийств РУВД Николай Тимошенко был отстранен от исполнения своих обязанностей. Тем не менее, милиционер продолжает ходить на работу, где исполняет отдельные поручения, не связанные с оперативно-разыскной деятельностью.

Сам Тимошенко не согласен с вынесенным приговором и намерен его обжаловать.

"Русское имперское ополчение"

Между тем Андрей Червоткин проходил по громкому делу, связанному с целой серией тяжких экстремистских преступлений, совершенных в Петербурге 1 декабря 2007 года, за день до выборов в Государственную думу.

Около 14:30 в перегоне между станциями метро "Петроградская" и "Черная речка" группа подростков напала на сотрудницу представительства республики Тува Саяну Монгуш. В тот момент потерпевшая возвращалась из буддийского храма - дацана. По словам 42-летней женщины, ее и заступившегося за нее неизвестного пассажира избили молодые люди - как предполагалось, скинхеды.

Спустя несколько часов на Омской улице молодые люди напали на Владимира Бренера с ярко выраженной семитской внешностью - ему нанесли множество ножевых ранений, и он лишь чудом выжил. Ближе к вечеру на Ланском шоссе обнаружили труп гражданина Узбекистана Умиджона Хайитова с колото-резаными ранами. Наконец, примерно в то же время на соседней улице было совершено нападение на гастарбайтера из Молдовы. В этом случае мужчине повезло - он сумел отбиться от нападавших и убежать.

Первые аресты начались 14 декабря, когда оперативники провели обыск в подвале дома №20 по Дрезденской улице. Там находился спортивный зал с тренажерами и комната, очень напоминающая аудиторию для идеологической подготовки экстремистов, писала газета "Вечерний Петербург".

В помещении стояло много стульев, а на столах были разложены брошюры националистического содержания. Само подпольное общество имело весьма звучное название - "Русское имперское ополчение". Сюда приезжали подростки в возрасте от 14 до 18 лет, большинство - из южных районов города и из Волховского района. Все они были учащимися школ, ПТУ или работали на предприятиях, то есть были детьми из обычных рабочих семей, живущих в коммуналках и общежитиях и получивших "уличное" воспитание.

Хозяином помещения в подвале дома на Дрезденской является известный в городе бизнесмен, имеющий отношение к крупному строительному холдингу. Правда, его роль в этой истории достаточно туманна - он вложил деньги в покупку недвижимости, а потом, по его словам, "был не в курсе, что там происходит".

Так как все преступления произошли за день до выборов в Госдуму, они приобрели политический оттенок, и расследование дела поручили Следственному комитету при Генеральной прокуратуре. На оперативность силовиков повлиял и статус пострадавшей Саяны Монгуш, из-за которого история получила большой общественный резонанс.

В ходе расследования оперативникам удалось выйти на другую преступную группу и раскрыть убийство гражданина Армении Саргсяна, произошедшее 1 сентября 2007 года в Удельном парке, а также убийство узбека Ихсжона Алиева, погибшего в январе того же года на Комендантском проспекте.

"Доброжелатели" советовали отпустить неонациста

По преступлениям декабря 2007 года правоохранительные органы сработали на удивление быстро - в течение двух недель задержали почти всех членов банды скинхедов-расистов. Прокуратура предъявила обвинения, при этом кого-то из подследственных арестовали, а кто-то остался под подпиской о невыезде.

Четыре месяца велось следствие, и вдруг одного из арестованных - как раз Андрея Червоткина - выпускают на свободу, а в отношении замначальника Приморского РУВД Николая Тимошенко возбуждают уголовное дело.

Как писала газета "Вечерний Петербург", этим событиям предшествовала попытка шантажа милиционера. Еще в декабре 2007 года, после первых успехов следствия, Николаю Тимошенко принесли диск. На двухминутной записи видно, как несовершеннолетний Андрей Червоткин приседает в бронежилете в одном из кабинетов оперативников Приморского РУВД. Камеру поворачивают в сторону, и она захватывает сидящего за столом Тимошенко - он с кем-то говорит по телефону. За кадром при этом раздаются голоса: говорящих несколько, кто-то из них выражается нецензурно. Затем в кадре вновь появляется приседающий Червоткин.

"Доброжелатель", который принес эту запись оперативнику, никаких требований не высказал, просто передал ее Тимошенко и сказал, что это может заинтересовать прокурорских работников. Таким образом Тимошенко дали понять, что юноше нужно помочь выйти на свободу (Червоткин к тому времени был уже арестован). Так как в планы оперативника не входила помощь тому, кого он с таким трудом задерживал, запись попала к следователю Следственного комитета при Генпрокуратуре, а потом - в Управление собственной безопасности ГУВД.

Поскольку идентифицировать на видеозаписи смогли только одного стража порядка, то и дело было заведено только на Тимошенко. Ему грозило до 10 лет лишения свободы за применение насилия к задержанному.

Тем не менее, на видеозаписи не видно у Червоткина следов побоев. Также и в уголовном деле нет медицинских заключений о травмах (в тот же день перед поступлением в следственный изолятор задержанного осматривал врач). Сам Червоткин тоже не жаловался, что в Приморском РУВД к нему применяли насилие.

Единственной уликой против Тимошенко стала пресловутая видеозапись, которая осуществлялась кем-то из присутствовавших в кабинете фотоаппаратом Андрея Червоткина - его в момент обыска изъяли сотрудники милиции. Потом, после ареста юноши, вместе с другими вещами фотоаппарат вернули родителям подследственного. После того как видеозапись появилась у прокурорских работников, Андрея Червоткина освободили из-под стражи - такое решение приняла следователь Следственного комитета при Генпрокуратуре Анна Кошевая, в производстве которой находилось уголовное дело.

Между тем оперативники, участвовавшие в задержании банды, уверены, что собрали достаточно доказательств участия Червоткина в организации, именуемой "Русское имперское ополчение". Правда, он не был идейным вдохновителем группировки и не держал в руках нож, но вместе со своими приятелями был там, где убивали Умиджона Хайитова, нападали на Саяну Монгуш и Владимира Бренера, объясняли сыщики.