В республике Северная Осетия – Алания вынесен приговор фермеру из Чечни, который в составе банды мошенников пытался похитить полмиллиарда бюджетных денег. Соучастницей преступления является осужденная ранее женщина-адвокат, чья уголовная биография не мешала ей пользоваться служебным кабинетом федерального судьи и штамповать подложные вердикты.
51-летнему главе фермерского хозяйства Чеченской республики Харону Бетельгериеву назначено наказание в виде 4 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима, сообщает официальный сайт следственного управления Северной Осетии. Он также выплатит штраф в размере 500 тысяч рублей.
Следствием и судом установлено, что в ноябре 2010 года Бетельгериев "вступил в преступный сговор с уже осужденной за мошенничество" 44-летней адвокатессой Чеченской республики Хавой Домбаевой. Злоумышленники намеревались похитить бюджетные средства Министерства обороны Российской Федерации, которые выделялись "на возмещение ущерба, причиненного фермерским хозяйствам в ходе проведения контртеррористической операции на территории Чечни".
Харон Бетельгериев передал Хаве Домбаевой учредительные документы своего хозяйства. После этого юристка в служебном кабинете федерального судьи одного из районных судов города Грозного изготовила фальшивое решение суда, предоставляющее право на получение из казны свыше 500 миллионов рублей.
В следственном ведомстве позорный для российской Фемиды факт объясняют тем, что Хава Домбаева "имела свободный доступ в кабинет судьи, поскольку ранее работала у него помощником".
Подложный документ женщина передала одному из соучастников для предоставления в республиканское управление Федерального казначейства Российской Федерации.
В пресс-релизе не сообщается, как удалось разоблачить банду уголовницы, на удочку которой попался даже федеральный судья. Также не ясно, понесли ли наказание остальные члены преступной группировки, помимо фермера, который лишь предоставил аферистам свои настоящие документы. Наконец, примечательно и то, что фермера судили почему-то в Северной Осетии, а не по месту совершения преступления на его малой родине.
Харон Бетельгериев осужден по ч.3 ст.30 и ч.4 ст.159 УК РФ (покушение на мошенничество).
"Новые чеченские авизо"
Масштаб и характер деятельности преступников в "деле Бетельгериева" напоминают громкую историю с пресловутыми "чеченскими авизо", которые послужили поводом к началу военных действий в Чечне. Так, в декабре 1992 года сотрудниками отдела управления по борьбе с экономическими преступлениями был задержан гражданин, который перевел на расчетный счет своей фирмы 500 миллионов рублей по фальшивому кредитному авизо. Авизо поступило из махачкалинского банка "Месед", учрежденного объединением дагестанских кооперативов. В том же году велось расследование похищения более 1 миллиарда рублей с помощью фальшивых авизо из "Московского индустриального банка".
Всего за 1992 год из Центробанка было похищено более 600 миллиардов рублей, писала в то время газета "Коммерсант". А в пресс-релизе Главного управления Центрального банка России по Москве от 13 сентября 1995 года говорилось, что "с декабря 1992 года по сентябрь 1995 года в московских РКЦ было выявлено около 2900 фальшивых авизо на общую сумму более 800 миллиардов рублей".
Считается, что фальшивые авизо широко использовали чеченские организованные преступные группировки. Это стало одним из обоснований ввода в Чечню подразделений Российской армии для свержения президента республики Джохара Дудаева. Правда, в вопросе о "чеченских авизо" обычно умалчивается о роли сотрудников банков, которые в массовом порядке почему-то удовлетворяли фальшивые запросы.
Федеральные власти быстро списали вину за невыполнение социальных обязательств на "чеченских бандитов". Как отмечал глава Счетной палаты России Сергей Степашин, "ущерб от махинаций с фальшивыми авизо эквивалентен сумме тогдашних невыплат шахтерам, предприятиям ВПК, военным, учителям", "деньги от фальшивых авизо, помимо финансирования "респектабельной" деятельности по созданию криминализированных банков, шли на содержание "киллерских" команд, подкуп чиновников, нечистоплотные сделки по приобретению производственных мощностей". По его мнению, именно махинации с фальшивыми авизо послужили причиной криминализации банковской системы, писала "Независимая газета".
По оценке главы МВД Рашида Нургалиева, ущерб от операций с фальшивыми авизо составил триллионы рублей, сообщает "Википедия". А член комитета по безопасности Госдумы Николай Леонов заявил, что использование фальшивых авизо способствовало захвату криминалом целых отраслей экономики России. В качестве примера парламентарий назвал установление контроля к середине 1990-х над черной и цветной металлургией братьями Михаилом и Львом Черными. В материалах Следственного комитета МВД отмечалось, что братья Черные расплачивались за металл деньгами, обналиченными по фальшивым авизо, причем в уголовных делах фигурировала сумма в размере более 10 миллиардов рублей (около 500 миллионов долларов).
"Дело Бетельгериева" демонстрирует, что на фронте борьбы с криминалом за последние 20 лет успехов не так много, несмотря на все войны по восстановлению конституционного порядка и контртеррористические операции. А на смену "авизо дудаевского режима" пришли "фальшивые вердикты эпохи Кадырова" номиналом в те же 500 миллионов рублей.