С потерпевшего Владимира Гетманенко, которого год назад поспешно приняли за "евпаторийского маньяка", официально сняты все обвинения. Он полностью оправдан
Сегодня
С потерпевшего Владимира Гетманенко, которого год назад поспешно приняли за "евпаторийского маньяка", официально сняты все обвинения. Он полностью оправдан
 
 
 
С потерпевшего Владимира Гетманенко, которого год назад поспешно приняли за "евпаторийского маньяка", официально сняты все обвинения. Он полностью оправдан
Сегодня

В Крыму начался судебный процесс над милиционером, который обвиняется в подлоге с целью выбить признания из невинного человека по громкому делу. Не выдержав пыток, мужчина сознался в том, что он якобы и есть зловещий "евпаторийский маньяк".

Суд над старшим лейтенантом милиции Станиславом Годуляновым начался в суде города Симферополь, сообщает "Украина криминальная". Параллельно правоохранительные органы продолжают поиски сослуживца подсудимого Олега Кошевого, который тоже проходит по этому делу.

В настоящий момент с потерпевшего Владимира Гетманенко, которого год назад поспешно приняли за "евпаторийского маньяка", официально сняты все обвинения. Он полностью оправдан.

Однако почти ослепший мужчина и сейчас с содроганием вспоминает "круги милицейского ада", которые ему пришлось пройти.

Как ранее сообщалось, в курортном сезоне 2007 года по окрестностям Евпатории прокатилась целая серия жестоких убийств девушек. За май-июль в предместьях Евпатории и в самом городе были убиты три молодых женщины, которые в одиночестве поздно ночью возвращались домой.

По данным судмедэкспертов, преступник душил жертв, а также наносил им множество колото-резаных ранений (от 10 до 14). Как правило, убийца бил девушек ножом в грудь, живот и спину.

Лишь одной жертве серийных нападений - россиянке - удалось выжить, после чего милиция смогла составить со слов пострадавшей фоторобот преступника.

Задержанного "встречали" всем отделом

Уже 9 августа 2007 года начальник крымской милиции сообщил прессе, что маньяк арестован. Подозреваемым оказался евпаториец, которому сначала было предъявлено обвинение только по одному эпизоду - нанесение телесных повреждений женщине.

Тем не менее, милицейское начальство сразу взяло курс на ускоренное раскрытие преступления, о чем и сказал генерал милиции Анатолий Могилев. "Я внутренне, не как начальник главка, а как Могилев, уверен, что это он", - без обиняков заявил тогда высокопоставленный милиционер города Евпатория.

Подчиненные правильно поняли прозрачный намек своего шефа, который вдохновил их на новые "подвиги", пишет издание. Лишь впоследствии выяснилось, что в тот раз внутренний голос обманул начальника главка.

"Меня задержали в середине дня 31 июля - в последний день моего отпуска на пляже лечебного озера Майнаки", - рассказывал Владимир Гетманенко. К нему подошли мужчины, которых он принял за обычных отдыхающих. Они спросили у местного жителя, как вода, а потом зачем-то поинтересовались, верует ли Гетманенко в Бога. Получив утвердительный ответ, незнакомцы предъявили удостоверения сотрудников милиции.

Владимиру сообщили, что он задержан по подозрению в нападении на женщину, которое произошло два дня назад на том же месте, где он сейчас отдыхал. В его сумке помимо ключей, часов и полотенца оказались бейсболка и сувенирный китайский нож. Это значительно усугубило положение Владимира: в одном из вариантов фоторобота разыскиваемый убийца изображен в кепке и орудовал он ножом. В наручниках подозреваемого привезли в городской отдел милиции.

"Когда я выходил из машины, - вспоминает Гетманенко, - вокруг уже собралось много милиционеров". Все они кричали: "Чикатилу привезли! Маньяка поймали поймали! Джек-Потрошитель! Пи....с, ответишь за наши бессонные ночи!"

Задержанного провели по коридору и втолкнули в один из кабинетов со словами: "Обработайте его". В кабинете было человек пять, и на Гетманенко сразу же посыпались удары.

"Я по своей наивности подумал, что это уголовники, и вырвался в коридор с криком "Помогите!", - продолжает бывший подозреваемый. - В коридоре меня сбили с ног, сковали руки наручниками за спиной и стали дальше бить, внушая мне, что я серийный убийца".

"Маньяку" прочили судьбу Гонгадзе

"Меня жестоко избивали, по голове, по животу, по почкам, ломали ногу", - рассказывает Гетманенко. На момент своего задержания у него была близорукость минус 13, а после 5 месяцев пребывания в камере предварительного заключения (КПЗ) и многочисленных избиений она составила уже минус 18.

По заключению врачей, из-за травм головы у Гетманенко началось отслоение сетчатки. Согласно признаниям потерпевшего, на допросе милиционеры отняли у него очки и требовали подписать признание о том, что евпаториец якобы подрался с отдыхающими из России, которых он никогда в глаза не видел. За это стражи порядка сулили задержанному свободу.

"Я не мог прочесть документ, который подписал", - продолжает Гетманенко. Однако на этом его мучения не кончились. После признания задержанного решением суда отправили в изолятор временного содержания (ИВС) Сакского горотдела милиции. Там его избивали, продолжая выбивать новые показания. При этом милиционеры приговаривали, что им даже выгодно, если Гетманенко умрет.

"Мне присудили пять суток ареста за мелкое хулиганство, но вместо дома я попал в ад!" - вспоминает переживший те дни арестант.

В ИВС Гетманенко навестили высокопоставленные чины из крымского главка милиции. Стражи порядка пообещали, что он в любом случае будет сидеть пожизненно, разница может быть только в условиях его заключения.

"Сотрудники правоохранительных органов грозили бросить меня в милицейской рубашке в камеру к уголовникам, стращали меня "петушарней"", - вспоминает пострадавший. - Ему говорили: "Гонгадзе искали - найти не смогли, а тебя, ничтожество с кабельного телевидения (прежнее место работы Гетманенко), даже искать не будут".

Напомним, расследование убийства журналиста Георгия Гонгадзе стало самым скандальным и запутанным криминальным эпизодом новейшей истории Украины.

Главный редактор интернет-издания "Украинская правда" Георгий Гонгадзе исчез 16 сентября 2000 года. Осенью того же года в Таращанском районе Киевской области было найдено обезглавленное тело, которое, как показали результаты нескольких экспертиз, принадлежит исчезнувшему журналисту.

Только летом 2008 года вступил в силу приговор, вынесенный убийцам Гонгадзе. При этом заказчики убийства так и не найдены.

За 5 дней арестованного "уничтожили" морально и физически

По словам потерпевшего, за пять дней ареста его, физически крепкого человека ростом 1,90 м и весом свыше 100 кг, просто уничтожили, превратили в тряпку. После "встреч и собеседований" с сотрудниками правоохранительных органов он был готов сознаться не только в предъявленных ему обвинениях, но и в причастности к убийству Джона Кеннеди.

"Надежды на то, что может что-то измениться, у меня уже не было, - рассказывает Владимир. - Я мечтал, чтобы у меня разорвалось сердце, дважды пытался повеситься". Сотрудники милиции прямым текстом заявляли Гетманенко, что уже получили за него звезды, должности и премии.

По словам пострадавшего, жестокий милицейский прессинг заставил буквально всех обитателей ИВС сочувствовать ему. "Когда мне сказали, что меня освобождают, даже уголовники со стажем, соседи по камере, искренне радовались", - добавил Гетманенко.

Подвела хорошая характеристика

Пострадавший считает, что лишь старания матери позволили ему выбраться вновь на свободу. Однако пожилая женщина, которая раньше работала учительницей географии и была директором школы, не выдержала эмоционального напряжения и вскоре после освобождения сына умерла.

За 7 лет до этих событий женщина уже потеряла одного своего сына - Анатолия, который был убит в Евпатории.

Отец потерпевшего - Виктор Гетманенко - считает, что его сына подвела характеристика слишком правильного человека. Гетманенко-старший в прошлом был особистом и 50 лет проработал в КГБ. "Такая топорная работа, - возмущается глава семейства. - На фотороботе - убийца с волосами ежиком, а наш же (сын) - с лысиной и слепой почти. Он же видит плохо, ночью - как курица, а ему шили ночные похождения".

Не исключено, что в деле реабилитации фигуранта сфабрикованного дела о "евпаторийском маньяке" свою роль сыграла известность Гетманенко. В городе его хорошо знали, поскольку он работал контролером абонентского отдела кабельного телевидения. Никто из его знакомых так и не поверил в справедливость выдвинутых обвинений.

Милиционер ответит за всех

Теперь пострадавший поменялся ролями по крайней мере с одним из своих мучителей в погонах. Однако старшему лейтенанту Годулянову предъявлены сравнительно мягкие обвинения. Он подозревается всего лишь во внесении в протокол ложной информации, а не в пытках.

Следствие доказало, что милиционер совершил служебный подлог, поскольку заставил расписаться в протоколе о хулиганских действиях Гетманенко ложных свидетелей.

Впрочем, обвинению еще предстоит доказать наличие в действиях милиционера состава преступления. Пока же свидетели в суд почему-то не явились, а вещественные доказательства также не доставлены.

Подсудимый и его адвокат возражали против присутствия журналистов в зале суда, заявив, что таким образом будет оказываться давление на суд. Но судья Илья Ищенко разрешил телеоператорам установить камеры, запретив при этом фотосъемку со вспышкой.

Подсудимый Станислав Годулянов был назначен на должность оперуполномоченного Евпаторийского городского отдела МВД только 30 декабря 2006 года. А уже 31 июля 2007 с легкостью совершил, как говорится в обвинительном заключении, то самое "преступление в сфере служебной деятельности", за которое его теперь судят.

Внимание общества к суду над евпаторийскими милиционерами привлек крымский правозащитник Виталий Храмов. Он же обеспечил присутствие в зале суда телекамер, которых так испугался подсудимый.

"Гетманенко подвергался в милиции настоящим истязаниям, - утверждает Храмов. - И это были пытки ради пыток: ведь современные методы позволяют достоверно установить преступника, когда на жертве остался его биологический материал, пригодный для экспертизы".

По мнению правозащитника, сотрудникам милиции не нужно было ногами и кулаками выколачивать признание, достаточно было лишь сделать анализы.

Храмов также считает, что судье, давшему санкцию на арест Гетманенко, тоже найдется место на скамье подсудимых. Как, впрочем, и прокурору, надзиравшему за ходом уголовного расследования.

Необходимо привлечь к ответственности и старших милицейских чинов, которые "нутром чувствовали", что поймали маньяка и даже прилюдно отчитались об этом, назвав преступником невинного человека. "Они как высшая каста, их прикрывает та система, которая сложилась в государстве, и они остаются безнаказанными", - заключает Храмов.

Недавно в суд было передано дело еще одной банды милиционеров, составленной из работников линейного отдела Симферополя. Тем не менее, такие дела редко доходят до суда, поскольку милиция "своих" старается не сдавать, сообщает портал криминальной хроники.