Из Венгрии экстрадируют главаря преступной группировки, состоящей из работников морга. Ради бюджетных махинаций санитары-"оборотни" совершили более десяти убийств и контролировали весь ритуальный бизнес Северной столицы.
В среду подозреваемый в создании банды и организации серии убийств на территории Санкт-Петербурга будет экстрадирован из Венгрии в Россию, передает "Интерфакс" со ссылкой на официального представителя Генеральной прокуратуры России Марину Гридневу.
Арестованного Валерия Бурыкина на пути в Россию будет сопровождать конвой сотрудников российского бюро Интерпола и Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН).
Запрос о выдаче Бурыкина был направлен Генпрокуратурой РФ в компетентные органы Венгрии в октябре 2007 года. А в июле 2008 года принято решение о его экстрадиции в Россию.
Бурыкин обвиняется в том, что в период с 1995 по 2000 год участвовал в создании устойчивой вооруженной банды, которая контролировала финансово-хозяйственную деятельность городских моргов в Санкт-Петербурге. При этом злоумышленники совершили череду убийств и других тяжких и особо тяжких преступлений.
Между тем в пресс-службе Национального центрального бюро (НЦБ) Интерпола сообщили, что Бурыкин был задержан на австро-венгерской границе в октябре 2007, то есть практически сразу после объявления его в международный розыск.
Ходатайство о выдаче, направленное Генеральной прокуратурой РФ, было удовлетворено, и процедура экстрадиции Бурыкина должна была состояться в апреле. Однако она была отложена в связи с обращением подозреваемого к венгерским властям с просьбой предоставить ему статус беженца.
До рассмотрения своего ходатайства Бурыкин находился под предэкстрадиционным арестом. В июле ему было отказано в предоставлении статуса беженца, после чего процесс экстрадиции был ускорен.
Уголовное дело в отношении Бурыкина находится в производстве
следственного управления при прокуратуре Санкт-Петербурга.
Дело санитаров-"оборотней"
Предыстория возникновения мощной банды, поставившей под свой контроль весь ритуальный бизнес Петербурга, началась 20 лет назад. Руководство города, обеспокоенное высокой смертностью, создало в 1988 году государственное учреждение здравоохранения "Городское патологоанатомическое бюро" (ГУЗ "ГПАБ"). Новое ведомство должно было систематизировать причины смерти петербуржцев, однако на практике работники предприятия вскоре оказались сами причастны к серии убийств.
"ГПАБ" действовало на базе морга №2, и в дальнейшем должно было переподчинить себе еще одиннадцать моргов. Причем для исследовательской работы государство выделило немалые деньги, писала газета "Невское время".
Кроме того, далеко не все доходы работников анатомического бюро учитывались в официальных отчетах. Каждого покойника перед захоронением необходимо было обмыть, гримировать и одеть, а неофициальная "такса" на эти услуги варьировалась от двух до десяти тысяч рублей.
Наконец, значительная часть бюджетных средств списывалась в качестве затрат на якобы приобретенные материалы для деятельности анатомического бюро. К примеру, если для придания лицу покойного должного благообразия с помощью макияжа использовался обычный дешевый театральный грим, то по документам проходила элитная косметика. А в результате неконтролируемый доход каждого из моргов ГУЗ "ГПАБ" составлял до 200 тысяч долларов в месяц.
Непосредственно этим бизнесом руководил Валерий Бурыкин, числившийся в ГУЗ "ГПАБ" инспектором по контролю за деятельностью младшего персонала. Бурыкин начал работать здесь простым санитаром, но затем постепенно стал расширять свое влияние.
"Силовую поддержку" Бурыкину оказывал Павел Беляев - бывший дзюдоист, устроенный на должность инспектора по административным вопросам ГУЗ "ГПАБ" и сколотивший "бригаду санитаров" из спортсменов школы олимпийского резерва. Они только тем и занимались, что ездили на разборки и устраивали силовые акции, а фактически в учреждении работали только около десяти санитаров. Была также группа киллеров, устранявшая неугодных.
"Летописец" киллеров
Контроль за санитарами со стороны Бурыкина был жесткий: если кто-то был замечен в воровстве, его жестоко избивали. Если же кто-то шел против системы - того убивали, а трупы вывозили за город на свалку.
Подробный список этих убийств вел главный санитар ГУЗ "ГПАБ" Сергей Ефимов, убитый в 2001 году.
Конфликт с бандой у него произошел после того, как за помощью к нему обратился врач Марат Дрейзин, основавший в конце 90-х свою наркологическую клинику. Его бизнес сразу подвергся "наездам", и он стал искать защиты у своего знакомого - Сергея Ефимова. Из-за этого подельники вскоре обвинили главного санитара в "крысятничестве".
В сентябре 2001 года Ефимов внезапно уволился из больницы, заперся дома и сообщил родственникам, что его должны убить. Зная, что его участь решена, санитар засел за "мемуары". Он хотел записать воспоминания и на видео, но не успел - когда он возвращался с дачи вместе с женой, их расстреляли в подъезде дома.
Несмотря на контрольный выстрел в голову, женщине удалось выжить, и позднее она передала записи мужа в УБОП. "Я знаю, что меня убьют... Выход только один - могила", - такими словами заканчивались эти записи.
Расширение "бизнеса"
В 2003 году в криминальный синдикат Бурыкина поступило заманчивое предложение о расширении бизнеса. Главврач горнаркобольницы Сергей Тихомиров мечтал занять место главного нарколога Северо-Запада взамен Леонида Шпиленя. Последнего надо было убрать, а Тихомиров обещал поделиться с бандой доходами от работы с наркоманами. В частности, родственники больных людей готовы были платить большие деньги за анонимность лечения.
Шпилень оказался принципиальным человеком: только после третьего покушения, когда ученый лишь чудом остался жив, он наконец написал заявление об уходе "по собственному желанию". Вскоре Тихомиров занял его место - по совместительству. Своим замом при этом он сделал своего человека, чем спровоцировал конфликт с Ларисой Артюховской, которая вела всю хозяйственную деятельность горнаркобольницы.
Сначала стороны вели эпистолярную войну, крапая друг на друга жалобы в высокие инстанции, а затем Тихомиров обратился за "решением вопроса" к банде Бурыкина.
Вечером 27 августа 2004 года в подъезде дома Ларисы Артюховской прогремел взрыв, которым женщине оторвало обе ступни. Она скончалась по дороге в больницу.
Отметим, что в тот же вечер самодельное взрывное устройство было обнаружено и у подъезда дома, где проживал сам Тихомиров. Однако оперативники с самого начала не исключали, что Тихомиров попросту устроил инсценировку, чтобы отвести от себя подозрения. В ходе следствия эти предположения подтвердились.
Санитары-предприниматели
В начале 2003 года комитет по здравоохранению устроил серьезную финансовую проверку деятельности ГУЗ "ГПАБ". Результаты поразили даже бывалых чиновников: только сверхнормативный расход материалов на ритуальные услуги составил 5 миллионов рублей, а затем была обнаружена еще и утечка на сумму 38 миллионов.
В октябре 2004 года отдел по экономическим и налоговым преступлениям ОРБ ГУ МВД провел свою проверку, но безрезультатно. Выяснилось, что санитары имели статус индивидуальных частных предпринимателей и не обязаны были делиться своей прибылью.
Потом в ГУЗ "ГПАБ" устроили аварию трубопровода, в результате которой и была уничтожена вся компрометирующая документация. А главарь банды Валерий Бурыкин вместе с семьей скрылся в Германии.
Все остальные участники группы были задержаны сотрудниками УБОП. Осенью 2006 года суд вынес приговор участникам банды Бурыкина. В частности, Тихомиров тогда был приговорен к 10 годам лишения свободы за убийство Ларисы Артюховской.