В селе Китаевское Ставропольского края 17-летнего подростка следователи заставили признаться в убийстве сестры, ему был вынесен приговор. Только через три года пропавшая девочка объявилась живой и невредимой.
Следствие установило, что 12 апреля 2003 года Дима Медков убил и сжег свою 14-летнюю сестру Татьяну. Как доказали милиционеры на суде, сначала брат якобы бил сестру ногами, потом по голове, девочка упала и, ударившись виском об острый угол батареи, скончалась.
После серии допросов Дима признался в убийстве. Как рассказал подозреваемый, он якобы оттащил труп в огород, топором расчленил и сжег в бане, а несгоревшие части тела выбросил в реку. Что стало мотивом убийства, суд так и не установил: у брата и сестры всегда были хорошие отношения.
Проведенная экспертиза признала у подростка шизофрению, после чего он был помещен в спецотделение психиатрической лечебницы для особо опасных преступников в Ставрополе.
Только через три года матери якобы убитой девочки пришло письмо – от нее самой. "В пятницу, 11 апреля 2003 года, ты сама меня очень обидела. Я знаю, что все матери, чем девочек, больше всего любят мальчиков. Когда я уходила, я была очень расстроена, но я до сих пор тебя люблю", - писала Таня. Девочка понятия не имела, что ее брата осудили за ее убийство, потому так долго не объявлялась. Она уехала в Дагестан и там вышла замуж.
Как оказалось, в тот день в апреле 2003 года девочка обиделась на маму, сбежала из дома, доехала до Минвод, где познакомилась с какой-то женщиной. Сказала ей, что она сирота, которой негде жить. Та предложила поехать с ней в Хасавюрт, Таня согласилась. В Дагестане девушку выдали замуж, она родила мальчика и даже приняла ислам. В письме матери было вложено несколько снимков Татьяны, один - в хиджабе.
Марина Юрьевна Медкова немедленно обратилась в Новоселицкую прокуратору с письмом дочери и заявлением об освобождении невинно осужденного сына. Ей не поверили, но разбирательство начали.
Как пишет КП, родители сначала не поверили, что дочь убили. Дмитрия арестовали через восемь месяцев после пропажи сестры. Мать сразу считала, что дочь ушла из дома, и даже публиковала в газете заметку с просьбой помочь найти Таню. Однако когда следователь прокуратуры сказал ей, что Дима написал явку с повинной, женщина растерялась. Перед судом матери удалось встретиться с сыном. Тогда мальчик шепнул ей, что следователи вырвали у него признание, подвесив на растяжке.
Между тем в деле сразу были нестыковки: в деле почему-то упоминались изъятые четыре топора, сжигание трупа должно было оставить в печной трубе специфический след сальной сажи, такая экспертиза не была проведена. Чтобы сжечь труп в маленькой печке, нужно было очень много времени. В определении суда было сказано, что на топоре обнаружена "человеческая кровь", но ее принадлежность именно Татьяне установлена так и не была.
Прокуратура и суд начали проверку по этому делу. Будет проведена экспертиза ДНК крови Татьяны и матери. Следователи прокуратуры уже вылетели в Дагестан.
Аналогичный случай произошел в Китае
В Китае мужчина также был обвинен в убийстве жены, которая потом оказалась живой. Он провел 11 лет в тюрьме. Ошибка суда вскрылась после того, как женщина нашлась - она оказалась живой и невредимой.
В январе 1994 года супруга крестьянина Сянлинь Шэ пропала без вести, а в апреле того же года в районе водохранилища рядом с деревней, где проживал Шэ Сянлинь, был обнаружен труп женщины. Правоохранительные органы посчитали, что это труп исчезнувшей жены Шэ Сянлиня, и арестовали его по обвинению в убийстве.
В октябре 1994 года уездный суд приговорил Шэ Сянлиня к смертной казни, но провинциальный суд отменил приговор из-за неясностей в деле. В 1998 году Шэ Сянлинь по обвинению в убийстве был приговорен к 15 годам лишения свободы.
28 марта 2005 года жена Шэ Сянлиня нашлась. Как выяснилось, все эти годы она проживала в другой провинции Китая. Все 11 лет родные и близкие несправедливо обвиненного Шэ Сянлиня пытались обжаловать приговор, но кассационная жалоба была удовлетворена лишь в начале апреля 2005 года.
Суд признал ошибочным приговор в отношении Шэ Сянлиня. Прокуратура заявила о готовности наказать следователей и судей, допустивших ошибку. Шэ Сянлинь вышел на свободу и прошел курс лечения в местной больнице.