Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга вынес приговор пятерым стражам порядка, которых признали виновными в пытках задержанных. Потерпевших истязали в ОВД "Заречный", а руководство полиции и сослуживцы мучителей активно их защищали во время следствия.
По решению суда оперуполномоченный свердловского главка полиции Анатолий Куриленко проведет за решеткой шесть лет. Возглавлявший уголовный розыск в ОВД "Заречный" Андрей Махаев получил 4,5 года, а оперуполномоченный райотдела Эдуард Ударцев и начальник ОВД "Заречный" Александр Дубровин - по четыре года заключения. Оперативнику Абаю Маманову назначено 3,5 года лишения свободы, передает ТАСС.
Все полицейские будут отбывать сроки в колонии общего режима, решил судья Владимир Порозов. Куриленко находился под стражей, остальные задержаны в зале суда после оглашения приговора.
Суд также лишил осужденных права занимать определенные должности сроком на три года.
Защита полицейских не согласна с судебным решением. "Безусловно, будем обжаловать приговор. Мы с ним не согласны, мой подзащитный полностью невиновен", - сказал адвокат оперуполномоченного Эдуарда Ударцева Николай Баторский.
Такое же мнение высказал адвокат Александр Бокитько, который представляет интересы оперуполномоченного Абая Маманова. "Наша позиция заключается в том, чтобы оправдать подзащитного. Обязательно будем обжаловать", - сказал он.
Уголовное дело о пытках в ОВД "Заречный" было возбуждено в сентябре 2015 года. По данным следователей, работники полиции, желая получить от трех задержанных признательные показания в совершении убийства, применяли к ним физическое и психическое насилие. В частности, они заводили задержанных поочередно в служебный кабинет, где издевались над ними, избивали и душили.
Один из полицейских даже угрожал пострадавшему, что справит на него естественную нужду и совершит с ним насильственные действия сексуального характера, запишет все при помощи видеокамеры и разместит видеозапись в сети Интернет.
В результате потерпевший, ранее судимый Андрей Сухоруков, не выдержав этих мучений, был вынужден оговорить себя, признавшись в совершении убийства.
Другой задержанный за убийство в результате избиения полицейскими получил закрытую травму живота с разрывом селезенки. Эти незаконные действия следователи квалифицировали как причинение тяжкого вреда здоровью. "Сотрудники полиции пытались скрыть данное преступление, злоупотребляя должностными полномочиями", - уточнял старший помощник СУ СК по Свердловской области Александр Шульга.
Все трое задержанных и избитых жителей Заречного оказались невиновными в убийстве.
Также в уголовном деле появился четвертый потерпевший. Ему ретивые оперативники переломали ребра и порвали селезенку. Полтора года пострадавший не мог добиться возбуждения уголовного дела, так как проверки по его заявлению проводили те же полицейские, которые и избивали его. Свердловская прокуратура отменяла незаконные отказы в возбуждении уголовных дел, но расследование все равно не начиналось.
24 сентября 2015 года по данному делу были задержаны начальник отдела полиции N29 межмуниципального отдела МВД РФ "Заречный" Александр Дубровин, начальник отдела уголовного розыска Александр Махаев, двое старших оперуполномоченных Эдуард Ударцев и Абай Маманов, оперуполномоченный отделения по раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений Анатолий Куриленко. Все обвиняемые занимали эти должности в 2014 году.
Еще одним фигурантом был полицейский Евгений Власов. Однако его даже не удалось задержать, а в МВД заявили, что Власов отдыхает в одном из санаториев за пределами региона.
По делу было несколько судов. Допрошено около 40 свидетелей, проведены очные ставки между потерпевшими и обвиняемыми. На процесс пришел следователь полиции Прокопчик, который вел дело Дмитрия Лошагина. С представителями прессы он вел себя достаточно грубо, чуть ли не вырывал камеры у журналистов, пишет "Наша газета".
Полицейское руководство активно защищало подследственных. "Обливать грязью в средствах массовой информации сотрудников уголовного розыска - это неправильно. Никто не говорит, что задержанных били. Шесть человек виновны в том, что у одного человека вырезана селезенка? И вообще вина не доказана", - утверждал начальник отдела по борьбе с оргпреступностью ГУ МВД по Свердловской области Константин Строганов.
По его словам, стражи порядка, даже если в чем-то и виноваты, то действовали бескорыстно и во благо общества. "Это не какие-то преступники, которые совершали преступления ради наживы. Это ребята, которые раскрывали преступления. Даже если они виновны, то нужно разобрать вину каждого из них. Нельзя взять шесть человек и "закрыть". В этом мы видим какую-то другую подоплеку. Надо сначала разобраться, а потом поливать грязью", - добавил Строганов.
Полицейским инкриминировали п. "а, б, в" ч. 3 ст. 286 ("Превышение должностных полномочий, совершенное с применением насилия и с угрозой его применения, с применением специальных средств, с причинением тяжких последствий"), ч. 1 ст. 285 ("Злоупотребление должностными полномочиями") и ч. 5 ст. 33, ч. 3 ст. 303 ("Пособничество в фальсификации доказательств по уголовному делу об особо тяжком преступлении") УК РФ.
В марте 2016 года прокуратура направила уголовное дело на рассмотрение в Верх-Исетский райсуд Екатеринбурга. Там приняли решение передать его в Белоярский райсуд, то есть по месту совершения преступления. Все члены суда этого муниципалитета взяли самоотвод, пишет Znak.com. После этого судьбу дела решал Свердловский областной суд, который опять передал это дело на рассмотрение в Верх-Исетский районный суд. Защита обвиняемых обжаловала это решение. 5 июля Свердловский облсуд направил дело в суд Асбеста. Но это решение, в свою очередь, оспорила прокуратура региона. Дело в итоге опять вернули на рассмотрение в Верх-Исетский райсуд.