"Роснефтегаз", председателем совета директоров которого является Игорь Сечин, выполнил задание Владимира Путина, поставленное еще несколько лет назад, - обеспечил государству формальный контроль над "Газпромом". Для этого госкомпания купила 0,23-процентный пакет акций ОАО, которого не хватало для обеспечения контроля над газовым гигантом и который изначально предполагалось получить посредством натурального обмена.
"Роснефтегаз" уже уведомил Росимущество о приобретении в первой половине марта 0,23% акций "Газпрома" за 7 млрд рублей, рассказали "Ведомостям" близкие к советам директоров обеих компаний источники. У кого были куплены акции, Росимуществу не рассказали, но собеседники издания полагают, что на рынке. Косвенным подтверждением могут служить торги 13, 14 и 15 марта, когда оборот акций "Газпрома", по данным Московской биржи, составил 11 млрд, 9 млрд и 15 млрд рублей соответственно против 5 млрд рублей в обычные дни.
Государство добивалось получения контроля над "Газпромом" давно, с середины 2000-х. Еще в 2005 году, как в 2012-м Сечин напоминал тогдашнему президенту Дмитрию Медведеву, его предшественник Путин распорядился вернуть в прямое владение государства 50% плюс 1 акция "Газпрома".
Сделать это предполагалось за счет передачи "Газпрому" 72 газораспределительных организаций, находившихся в ведении "Роснефтегаза", в обмен на акции, но затянувшиеся переговоры результатов не дали. В начале прошлого месяца стало известно, что "Газпром" купил эти ГРО - по штуке почти в каждом регионе страны - за деньги. Если точнее, за 26 млрд рублей, сообщал "Интерфакс" со ссылкой на собственные источники. Предложение о покупке ГРО, как сообщалось, было внесено на совете директоров "Газпрома" представителем Росимущества.
"Тайную" сделку не аннулируют
Что же касается нынешней сделки "Роснефтегаза", то она наверняка стала для Росимущества сюрпризом - совет директоров госкомпании одобрил сделку без директивы ведомства, отметили источники "Ведомостей". Издание напоминает, что согласно постановлению правительства от 2004 года об управлении госкомпаниями, с правительством должны согласовываться решения об участии или прекращении участия в капитале других компаний. Член совета директоров, представляющий интересы государства, должен запросить у Росимущества директиву, а в случае ее отсутствия - воздержаться или голосовать против. В совете "Роснефтегаза" пять человек, и все от правительства, так что директива выполнена не была.
Впрочем, эксперты полагают, что на судьбу сделки это не повлияет. Дело в том, что понятие "участие и прекращение участия в капитале" суды в основном трактуют его как вхождение в капитал новой структуры или полный выход из него. У "Роснефтегаза" акции "Газпрома" уже были, пояснил "Ведомостям" источник в госкомпании. К тому же сделка может быть признана недействительной, если противоречит закону, но ни в одном законе нет требования к членам совета директоров госкомпании получать директиву правительства. "Правительство как акционер может принять к членам совета дисциплинарные меры или привлечь к материальной ответственности, но на статусе сделки это не скажется", - полагает партнер "Юстины" Владимир Плетнев.
"Сечин продолжает мыслить, как госслужащий"
И наконец, Сечин мог заранее уведомить о сделке Путина (газета "Известия" в начале марта цитировала его письмо президенту, в котором сообщалось, что "Роснефтегаз" планирует инвестиции в "Газпром", которые позволят государству получить контрольный пакет в компании). А теперь важен сам факт: Сечин исполнил неоднократные поручения президента и премьера о формальном контроле над "Газпромом", остальное - детали, отметил в беседе с "Ведомостями" высокопоставленный чиновник правительства.
"Покупка акций "Газпрома" показывает, что Сечин продолжает мыслить, как госслужащий, хотя и руководит публичной компанией", отмечают "Ведомости" в другой статье, посвященной сделке. Действительно, фактически контроль в "Газпроме" у государства был всегда, но недостающие 0,23% акций нервировали чиновников. А теперь Сечин довел-таки дело до конца.
Уже год, как он формально не во власти, но влияния не утратил, а, кажется, наоборот, усилил, считает газета. К посту президента "Роснефти" добавляется должность секретаря президентской комиссии по ТЭКу, что дает экс-чиновнику возможность быть в курсе всех готовящихся решений в этой сфере. Так, недавно он принимал участие в совещании у президента о создании "Российских сетей", хотя "Роснефть" вроде бы не планирует заниматься электроэнергетикой, подчеркивают "Ведомости".