Узбекистан с 1 декабря вышел из Объединенной энергосистемы, после чего вся Центральная Азия лишилась доступа к системе, объединявшей почти все энергоузлы бывших республик СССР в регионе
Вести
Узбекистан с 1 декабря вышел из Объединенной энергосистемы, после чего вся Центральная Азия лишилась доступа к системе, объединявшей почти все энергоузлы бывших республик СССР в регионе Запуск Сангтудинской ГЭС-1 лишь частично смягчил энергетические проблемы в Таджикистане: чтобы покрыть энергодефицит в республике, необходимо около 4 млрд кВтч электроэнергии
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Узбекистан с 1 декабря вышел из Объединенной энергосистемы, после чего вся Центральная Азия лишилась доступа к системе, объединявшей почти все энергоузлы бывших республик СССР в регионе
Вести
 
 
 
Запуск Сангтудинской ГЭС-1 лишь частично смягчил энергетические проблемы в Таджикистане: чтобы покрыть энергодефицит в республике, необходимо около 4 млрд кВтч электроэнергии
Вести
 
 
 
Душанбе сейчас занят поиском партнеров, готовых продать необходимый объем электроэнергии. Ситуацию усугубляет возможная остановка работы Сангтудинской ГЭС-1, с которой не может расплатиться таджикский энергохолдинг "Барки Тоджик"
Вести

Узбекистан с 1 декабря вышел из Объединенной энергосистемы, после чего вся Центральная Азия лишилась доступа к системе, объединявшей почти все энергоузлы бывших республик СССР в регионе.

Узбекские власти заявляют, что это решение не имеет политической подоплеки, а лишь чисто экономическое обоснование, сообщает РИА "Новости".

Как заявлял ранее руководитель национального диспетчерского центра государственной акционерной компании "Узбекэнерго" Эссо Садуллаев, Объединенная энергетическая система Центральной Азии изживает себя, становится источником возникновения конфликтных ситуаций между странами-участницами.

По его мнению, нет твердой уверенности в том, что, работая в едином режиме ОЭС, можно быть застрахованным от несанкционированных отборов электрической энергии.

Два года в Узбекистане шла работа по закольцовыванию энергосистемы, которая завершилась 25 ноября. Узбекистан, также как Туркмения и Казахстан, вышел из ОЭС ЦА.

Замглавы энергохолдинга "Барки Точик" ("Энергия Таджикистана") Алексей Силантьев, в свою очередь, заявил: "Зная о том, что Таджикистан испытывает дефицит электроэнергии в осенне-зимний период, Узбекистан оказывает на нас давление".

Запуск Сангтудинской ГЭС-1 лишь частично смягчил энергетические проблемы в Таджикистане: чтобы покрыть энергодефицит в республике, необходимо около 4 млрд кВтч электроэнергии. Собственных мощностей для этого у республики сегодня нет, сообщает агентство "Тренд".

Душанбе сейчас занят поиском партнеров, готовых продать необходимый объем электроэнергии. Ситуацию усугубляет возможная остановка работы Сангтудинской ГЭС-1, с которой не может расплатиться таджикский энергохолдинг "Барки Тоджик".

Объединенная энергосистема Центральной Азии, с расположенным в Ташкенте Координационно-диспетчерским центром "Энергия", была создана еще в советское время. Эта схема путем регулирования пиковых нагрузок и перетоков электроэнергии позволила максимально повысить устойчивость работы энергосистем каждой из входящих в нее республик и одновременно использовать основные водохранилища для нужд ирригации.

После развала СССР восстановление энергетического кольца было оформлено в 1997 году специальным соглашением, но несогласованные действия стран-участниц часто приводили к нарушению диспетчерских режимов. Первой в июне 2003 года из ОЭС ЦА вышла Туркмения.

Основной конфликт происходит между странами с орошаемым земледелием - Узбекистаном и Казахстаном - с одной стороны, и энергетиками Киргизии и Таджикистана - с другой, считает "Эксперт".

Особенно напряженные отношения сложились у Узбекистана с Киргизией и Таджикистаном. Ташкент обвиняет их в том, что они перекрывают воду, а те упрекают Узбекистан в завышенной цене на поставляемый им газ и недоплате за электричество, произведенное на их ГЭС. В частности, Ташкент за задержки в оплате поставляемого им газа периодически прекращал его подачу, в ответ Киргизия заявляла о намерениях открыть в осенне-зимний период шлюзы своих водохранилищ, что грозит Ферганской долине экологической катастрофой.

Душанбе видит выход в форсированном строительстве электростанций. Первоочередной задачей объявлено строительство Рогунской ГЭС проектной мощностью 3600 МВт (на 600 МВт мощнее крупнейшей в регионе Нурекской ГЭС). Кроме того, к 2025 году планируется строительство 61 малой ГЭС. Однако их работа в энергетическом, а не ирригационном режиме, ставит под угрозу аграрный сектор Узбекистана.