С 1 февраля вступил в силу закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" и начал работу Комитет по финансовому мониторингу.
Закон этот, по мысли властей, должен коренным образом изменить ситуацию с вывозом капитала из страны. Цена вопроса велика: по некоторым данным, за период свободного предпринимательства из России утекло около 300 млрд. долларов. Кроме того, закон необходим как часть работы над законодательством в преддверии вступления в ВТО: необходимо, чтобы оно соответствовало международным нормам, требованиям FATF и Базельского комитета по банковскому надзору.
В соответствии с этим нормативным актом все кредитные организации обязаны направлять уполномоченному органу сведения обо всех операциях на сумму 600 тыс. рублей и более. Действие закона распространяется на физических и юридических лиц, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом вне пределов Российской Федерации. К операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, относятся практически все операции с наличными средствами, а также получение кредитов, особенно в неблагонадежных, по версии ЦБ, странах, операции по банковским счетам, перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца.
Вместе с ним начали действовать и соответствующие подзаконные акты - инструкции Банка России о том, каким образом банки должны доносить на своих клиентов. Они, по мнению "Коммерсанта", отменяют понятие банковской тайны, ограничивают гражданские права клиентов банков и предлагают считать подозрительными целые отрасли бизнеса. От системы тотальной слежки не будет защищен никто: отказ от предоставления информации (даже если по закону от вас ее не могут требовать) служит основанием для внесения в списки. Действительно, основанием для запроса информации являются не требования законодательства, а "сложившаяся банковская практика". Если следовать рекомендациям Центробанка буквально, операционист любого банка сможет, ссылаясь на "сложившуюся практику", спросить, скажем, о некоторых подробностях личной жизни клиента, а в случае отказа отвечать на подобные вопросы записать его в число подозрительных личностей, предупреждает газета.
Согласно инструкциям ЦБ общая схема контроля банков за деятельностью своих клиентов будет выглядеть следующим образом. В каждом банке должен быть назначен так называемый ответственный сотрудник, подконтрольный исключительно руководителю кредитной организации, - именно этот человек и будет непосредственно заниматься выявлением подозрительных сделок. Права ему будут даны самые широкие - начиная от беспрепятственного проникновения в любое помещение банка и заканчивая возможностью запрашивать все подразделения банка относительно характера любой сделки, в частности, "снимать копии с полученных документов, в том числе копии файлов, копии любых записей, хранящихся в локальных вычислительных сетях и автономных компьютерных системах". При этом рекомендовано снимать копии таким образом, чтобы в случае необходимости они могли быть представлены в качестве доказательства преступной деятельности клиента в суде.
В помощь указанному сотруднику будет организована специальная служба внутреннего контроля. Это, по мнению банкиров, просто-напросто отпугнет большинство крупных клиентов. "Проблема не только в том, что это потребует дополнительных человеческих и финансовых ресурсов, мы просто распугаем всех клиентов. Основное отличие данного закона в том, что нам придется сообщать не только о сделках, но и непосредственно о клиентах. Проблема тут психологическая: независимо от прозрачности бизнеса отечественные предприниматели побаиваются пристального внимания со стороны контролирующих органов", - цитируют "Известия" одного из них.
Далее техника будет следующая. Сотрудник банка, заподозривший клиента в совершении незаконных операций, сообщает об этом в составленном согласно специальной форме донесении ответственному сотруднику, а тот решает, направлять далее эти сведения в государственный контрольный орган или нет.
Клиенту, естественно, о подобных подозрениях не сообщается, как это и предусмотрено федеральным законом.
Естественно, что в банках, хотя и говорят, что готовы выполнять новый закон, однако, часто указывают, что роль фискальных органов банкам "не к лицу" и что эффект от нового закона для российской финансовой системы будет "весьма сомнительным", поскольку его реализация идет вразрез с процессом реформирования банковской системы и подрывает доверие клиентов к банкам, так до конца и не восстановленное после августовского дефолта 1998 года, отмечает РИА "Новости".
Законодатели же, напротив, полагают, что финансовая разведка "безусловно нужна" и вовсе не отпугнет клиентов коммерческих банков. Депутат Александр Шохин в этой связи отмечает: "Если по суду будет ясно, что речь идет действительно об "отмывании", а не о попытке расправиться с неугодными партнерами, то это не только не отпугнет клиентов от банков, а наоборот: добросовестные клиенты поймут, что эта система их защищает от необоснованных проверок".