Турция намерена ограничить движение танкеров, перевозящих нефть через проливы Босфора и Дарданеллы, сообщает The Financial Times.
Турецкое правительство 1 июля пригласило Chevron, Exxon Mobil и BP на совещание, чтобы решить проблему трафика через проливы. На встречу приглашены и российские "Транснефть" и "Роснефть", трейдеры Glencore, Vitol и Trafigura.
"Авария в Мексиканском заливе поменяла правила игры. Мы имеем право принять защитные меры", - сказал FT представитель министерства иностранных дел Турции Митхат Ренде.
В турецких проливах уже были случаи серьезных разливов нефти, например, в 1994 году.
Турция может принять новые, более жесткие защитные меры в отношении перевозки нефти танкерами. Несколько месяцев назад появился проект документа, который обязывал использовать все возможные маршруты, прежде чем направлять танкеры в турецкие проливы.
Трафик нефтетанкеров в проливах уже очень плотный. С началом добычи на новых каспийских проектах или положительными результатами разработки нефтяных месторождений в Черном море (работы ведут Chevron, Exxon Mobil, TPAO и Petrobras) перегруженность проливов может достигнуть пика.
Танкеры уже сегодня часто простаивают на входе в проливы, и ситуация может ухудшиться, когда начнется разработка новых месторождений на Каспии. Проектируемый "обходной" нефтепровод Самсун-Джейхан может превратить этот средиземноморский порт в крупный хаб по перевалке энергоносителей. 555-километровую трубу собираются строить итальянская Eni и турецкая группа Calik, руководит которой зять премьер-министра Эрдогана.
Проект завоевывал и предварительную политическую поддержку в России. Но ENI и Calik еще не получили гарантии поставок нефти в трубу: российские "Роснефть" и "Транснефть" являются самыми активными пользователями проливов.
В отношении проекта нефтепровода Самсун-Джейхан Москва пока не определилась, ожидая экономического обоснования этого проекта. По данным "Коммерсанта", позиция российских переговорщиков в отношении нефтепровода Самсун-Джейхан напрямую зависит от решения Турции по прокладыванию в ее водах газопровода South Stream. Если оно будет положительным, Москва поддержит нужный Анкаре проект.