Заявление министра финансов РФ Алексея Кудрина о возможной покупке банком "ВТБ" доли московского правительства в "Банке Москвы" (46% акций), которое он сделал 24 ноября, стало темой оживленной дискуссии в экономическом сообществе. И даже несмотря на то, что 30 ноября Кудрин был вынужден сказать, что Минфин РФ пока не рассматривает возможность приватизации "Банка Москвы", экономисты продолжают обсуждать его фразу: "Нам интересен весь пакет (мэрии) в "Банке Москвы".
Как пишут в четверг "Ведомости", в этой истории с возможной покупкой основные действия связаны именно с фигурой министра финансов. Вначале он заявил, что Москве стоит приватизировать ряд активов, включая акции "Банка Москвы", затем добавил, что новый мэр Сергей Собянин согласен с этим. Министр сподвигает столичные власти выставить на продажу актив, претендентом на который выступает государственный банк с самим же Кудриным во главе наблюдательного совета, отмечает издание.
По мнению экспертов, экономическая выгода от подобной сделки весьма сомнительна. Экономисты оценили стоимость пакета акций "Банка Москвы" примерно в 3 млрд долларов (93 млрд рублей). Но эта цифра может оказаться и выше, если сопоставить возможную продажу банка с последней крупной сделкой в российском банковском секторе. Приобретаемый тем же "ВТБ" "Транскредитбанк" в октябре был оценен с коэффициентом 2,2 к капиталу - в этой связи, по мнению аналитиков, оценка "Банка Москвы" должна составить не менее 2,5 раза к капиталу, а значит, пакет города может стоить более 4 млрд долларов - совсем не лишние для бюджета деньги при дефиците в 146 млрд рублей. Но, продавая долю города частями, столичное правительство может выручить гораздо больше.
"Срочная неподготовленная продажа пакета в "Банке Москвы" сегодня никому не на руку, - цитирует "Российская газета" известного экономиста Никиту Кричевского. - Это слишком хороший актив, чтобы избавляться от него настолько поспешно". По его мнению, приобретение банка не только не улучшит положение "ВТБ", а напротив, может его усугубить. "Заплатив рыночную стоимость за долю в капитале "Банка Москвы", "ВТБ" едва ли получит тот необходимый синергетический эффект от приобретения, который добавит стоимости его акциям, а в случае дешевой сделки будет нанесен удар по столичному бюджету". К тому же при смене собственника "Банк Москвы" может и не сохранить свой главный козырь - средства московских учреждений, которые сейчас сотрудничают с ним из-за его отличий от "федеральных" госбанков.
Среди выгод покупки этих акций для "ВТБ" эксперты отмечают его расчет на автоматическое повышение капитализации. Но, как заявляет глава Института проблем глобализации Михаил Делягин, в российских условиях такого рода надежды сбываются редко. Чем крупнее приобретаемый банк, тем выше сложности интеграции и вызываемые ими потери части бизнеса.
По мнению аналитиков рынка, единственным результатом слияния двух банков окажется лишь усиление государственного присутствия в финансовой сфере и, как следствие, снижение конкуренции. Как считает Делягин, снижение конкуренции и усиление зависимости банковской системы от небольшого числа госбанков - негативный фактор оценки экономики России, противоречащий целям правительства по созданию международного финансового центра в Москве. Кроме того, приобретаемый актив может начать "топить" сам "ВТБ": как розничный банк он непременно будет конкурировать с "ВТБ-24", как оптовый - с самим "ВТБ".
Как отмечает "РБК daily", покупка пакета акций "Банка Москвы" может усложнить "ВТБ" процесс досрочного погашения субординированного кредита от государства, который он брал в период кризиса. Как заявил директор Центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии (МФПА) Сергей Моисеев, "ВТБ" уже покупает "Транскредитбанк", у которого низкий норматив достаточности капитала. "Если также будет приобретен "Банк Москвы", за несколько лет "ВТБ" останется без излишков капитала", - говорит Моисеев.
"Независимая газета" также считает, что свободных средств у "ВТБ" на такую покупку явно недостаточно - на 1 октября 2010 года 46,48% мэрских акций "Банка Москвы" оценивалось рынком в 2,7 млрд долларов. А чистая прибыль "ВТБ" за 9 месяцев 2010 года составила 33,1 млрд рублей. Издание предполагает, что одной из причин такой сделки могло бы быть стремление государства частично профинансировать дефицит московской казны, но в этом случае, перекладывая средства из одного бюджетного кармана в другой, власти совсем не нужен дорогой во всех смыслах посредник.
Газета делает вывод, что возможное приобретение "ВТБ" неконтрольного пакета в "Банке Москвы" дискредитирует политику государственного регулирования экономики, отрицательно отразится на финансовом состоянии всей банковской группы "ВТБ" и станет упущенной выгодой для московского правительства.