Россия передала акционерам ЮКОСа ноутбук с главной уликой по делу - реестром акционеров компании от конца 1990-х годов. С его помощью адвокаты будут доказывать, что у ЮКОСа не было зарубежных акционеров, а конечными бенефициарами оставались российские олигархи.
По данным РБК, лэптоп с главным аргументом российской стороны передан оппонентам 29 февраля. Российская Федерация также готова предоставить судье идентичный ноутбук с реестром, когда это будет необходимо.
Реестр акционеров ОАО "ЮКОС" вела компания "М-Реестр" с декабря 1997 года по 2003-й. Следователи изъяли у "М-Реестра" компьютерные серверы, на которых хранился реестр акционеров, в июле 2003 года. Источники РБК ранее утверждали, что анализ этих данных может стать "откровением" для американского суда. Он доказывает, что истцы, отсудившие у России 50 млрд долларов в Гааге, получили акции ЮКОСа незаконно и скрывали от арбитража российскую национальность инвесторов. Если бы не этот обман, считают юристы российской стороны, Гаагский арбитраж даже не признал бы, что обладает юрисдикцией рассматривать спор.
Защита ЮКОСа попросила предоставить ей оригинальную версию реестра акционеров, после того как Россия в октябре прошлого года представила суду заключение видного американского эксперта, основанное на анализе данных из реестра. Профессор учета и финансов Школы управления Слоуна при MIT С.П. Котари показал, что практически все акции ЮКОСа, принадлежащие кипрской Hulley Enterprises (основной истец против России в Гаагском арбитраже, отсудивший у нее 40 млрд долларов), восходят к залоговым аукционам 1995-1996 годов, которые, как утверждает Россия, проходили с систематическими нарушениями закона. Вплоть до 2001 года эти акции никогда не уходили из-под контроля "олигархов", а только перемещались между офшорными компаниями-пустышками в ходе транзакций с нарушением закона, заявляла Россия в материалах суда 20 октября.
Бывшие акционеры ЮКОСа - Yukos Universal, Hulley Enterprises и Veteran Petroleum - добиваются признания арбитражного решения Гааги на территории США, с тем чтобы получить право арестовывать российские госактивы в американской юрисдикции.