Падение деловой активности в сфере услуг РФ в марте стало максимальным за 11 лет
АГН Москва / Софья Сандурская
Падение деловой активности в сфере услуг РФ в марте стало максимальным за 11 лет
 
 
 
Падение деловой активности в сфере услуг РФ в марте стало максимальным за 11 лет
АГН Москва / Софья Сандурская

Падение деловой активности в сфере услуг РФ в марте нынешнего года стало максимальным за 11 лет. Как свидетельствуют данные исследования IHS Markit, на которые ссылается "Интерфакс", индекс роста сферы услуг России в марте 2020 года рухнул до 37,1 пункта с 52 пунктов в феврале. До этого рост продолжался с июля 2019 года, но в феврале текущего года его темпы оказались минимальными за последние семь месяцев на фоне сокращения внутреннего спроса.

Совокупный индекс объемов производства, отслеживающий активность и в обрабатывающих отраслях, и в сфере услуг РФ, в марте составил 39,5 пункта против 50,9 пункта в феврале. Значение индексов выше 50 пунктов указывает на рост деловой активности, меньше этого уровня - на ее снижение.

Сообщения, полученные от компаний сферы услуг РФ, свидетельствуют о том, что снижение деловой активности в марте было вызвано невысоким потребительским спросом и закрытием бизнеса после эскалации пандемии коронавируса, что привело к резкому падению новых заказов. При этом темпы падения новых экспортных заказов были максимальными за всю историю сбора данных в этой серии, с сентября 2014 года. В связи с тем, что некоторые клиенты закрыли свои предприятия в соответствии с мерами общественного здравоохранения, общий объем продаж в сфере услуг РФ сократился в марте самыми высоким темпами с февраля 2009 года.

Снижение спроса на услуги на фоне сокращения новых заказов привело к сильному падению занятости в марте. А темпы снижения рабочих мест ускорились до максимальных с января 2016 года. В то же время падение новых заказов позволило компаниям сферы услуг РФ обрабатывать ранее полученные заказы. В связи с этим сокращение незавершенных заказов было резким в целом и самым сильным с июля прошлого года.

Неопределенность относительно продолжительности вспышки вируса и сроков восстановления спроса негативно повлияли на ожидания поставщиков услуг в конце первого квартала. В результате деловая уверенность в марте оказалась самой низкой за всю историю серии. А снижение курса рубля и нехватка поставщиков после закрытия заводов и задержек с транспортировкой, привели к росту цен. Тем не менее, несмотря на слабый спрос, компании смогли частично перенести расходы на клиентов за счет увеличения отпускных цен.