Нефть вновь дорожает - она отыграла почти весь июньский убыток всего за три торговые сессии, цена Brent вновь перевалила за 100 долларов за баррель. Главная причина подорожания, о которой было объявлено еще за полгода до начала июня - введение санкций против Ирана.
Агентство "Финмаркет" попыталось смоделировать развитие ситуации и выяснить, как долго иранский эффект будет сказываться на нефтяных рынках.
Остановка экспорта нефти из Персидского залива на 3-4 месяца приведет к катастрофическому подорожанию нефти. А за этой катастрофой наверняка начнется эпоха низких цен, предполагает агентство.
Главная угроза для мировой экономики - перекрытие иранцами Ормузского пролива, основного пути доставки ближневосточной нефти на мировые рынки. Мария Белова и Джулиан Ли из Энергетического центра Московской школы управления Сколково решили точно подсчитать, во что обойдется и само эмбарго на иранскую нефть и возможная блокада пролива, которая в случае военного конфликта Ирана с США и Израилем будет неизбежна, хотя, вероятно, и непродолжительна.
Иран является второй в мире страной по запасам природного газа (16%), четвертой по запасам (6,5%) и добыче нефти (5,2%). При этом добывать нефть в Иране выгодно - месторождения характеризируются низкой себестоимостью и высокой производительностью.
В 2011 году из 4,3 млн баррелей в день, которые добывал Иран, 2,5 млн баррелей экспортировалось. Однако в апреле 2012 года экспорт Ирана упал до 1,2 млн баррелей в день из-за введения санкций.
Текущая ситуация на рынке нефти крайне неприятна для Ирана: к эмбарго добавляется падение цен, что не может не сказаться на бюджете страны, доля нефтяных доходов в котором составляет 45%.
На долю 27 стран ЕС приходилось 21% иранского экспорта - с 1 июля экспорт в эти страны полностью запрещен. Ни одна европейская страна серьезно от введения санкций не пострадает. По своим характеристикам иранская нефть не уникальна и может быть легко заменена нефтью из других стран.
Совокупные резервы нефти в странах ЕС, по данным МЭА, составляют 1341,9 млн баррелей нефти и нефтепродуктов. Этого достаточно, чтобы прожить без иранской нефти 4 месяца.
Главная угроза иранских политиков странам Запада в случае введения санкций - перекрытие Ормузского пролива. Это относительно узкий судоходный канал, расположенный между Ираном и Оманом. Он соединяет Персидский залив с Индийским океаном.
На долю пролива приходится 20% транспортировки всей торгуемой в мире нефти и 35% международного транспортного сообщения. Примерно 85% нефти через Ормузский залив идет к азиатским покупателям. Осуществляют контроль и поддерживают порядок в Ормузском проливе иранские военно-морские силы. Попасть в пролив можно лишь через иранские территориальные воды.
Газовый рынок пострадает от перекрытия пролива в большей степени, чем нефтяной, ведь в мире нет таких значительных запасов газа. Через Ормуз идут поставки всего производимого в регионе сжиженного газа.
Сильней всего пострадают потребители газа в Азии, которая на 24,2% зависит от экспорта газа из региона, и в Европе (16,5%). Для Великобритании, например, это может обернуться энергетической катастрофой - она потеряет примерно 26% импортируемого в страну газа. Катар и ОАЭ полностью лишатся доступа к рынку
Зато в выигрыше окажется Россия, которая сможет бесперебойно поставлять газ в Европу по более высоким ценам.
В случае военного конфликта в Иране и перекрытия Ормузского пролива мир ожидает длительный период высоких цен на нефть. В этом случае инвестиции направятся в нефтедобывающие страны вне Персидского залива, делают вывод исследователи.
Произойдет увеличение инвестиций в нефтяной сектор России, однако их существенно ограничит отсутствие возможности у компаний получить доступ к новым и рентабельным месторождениям.
Получат развитие проекты по добычи нефти и газа на глубоководном и арктическом шельфе.
Но высокие цены приведут к серьезному замедлению мировой экономики и, в конечном счете, падению цен на нефть. Долгий период высоких цен на нефть приведет к структурному сдвигу в экономике: страны будут развивать альтернативные источники энергии и стремиться к отказу от нефти.