Продажа доли ВР в консорциуме ТНК-ВР может ознаменовать собой конец пути концерна в России, но может развязать ему руки для новых проектов как на этой, так и на других перспективных территориях, пишет а обзоре иностранных изданий сайт InoPressa. Это одно из самых успешных партнерств в истории корпораций, но оно сопровождалось ожесточенными публичными ссорами и дорогостоящими тяжбами.
Продажу BP своей доли в успешном совместном предприятии ТНК-BP газета The Independent объясняет тем, что Путин вернулся в президентское кресло и привел в Кремль многих верных соратников. Игорь Сечин вновь получил бразды правления в качестве главы "Роснефти" и "фактического царя российского топливно-энергетического комплекса".
Газета напоминает о неудачной попытке "Роснефти" обменяться акциями с BP и предложении выкупить долю AAR в ТНК-BP. "Неудача стала для Сечина огромным конфузом; по слухам, он все еще злится", - пишет она.
"Роснефть" считается самым вероятным претендентом на долю BP. Но есть и другие предположения: "Лукойл", "Сургутнефтегаз", Statoil, Exxon Mobile. По слухам же, которые приводит издание, AAR рвет и мечет из-за того, что BP продает свою долю. Продажа доли в ТНК-BP понравится инвесторам BP, а в России для этой компании найдутся другие проекты: "Путин и Сечин нуждаются в опыте BP".
Акционерам BP сообщили, что они могут получить неожиданную прибыль общим объемом в 10 млрд фунтов стерлингов от продажи российского СП компании. Московские олигархи, которым принадлежит половина в совместном предприятии, будут основными претендентами на приобретение доли BP, но в числе других заинтересованных сторон - российские государственные корпорации "Роснефть" и "Газпром", а также две крупнейшие китайские нефтяные компании, Sinopec и CNOOC, сообщает The Guardian.
Несмотря на попытки Дэвида Кэмерона улучшить отношения, Великобритания остается одним из нелюбимых партнеров Кремля в ЕС. По мнению автора статьи, уход BP из России не случайно совпал с периодом плохих двусторонних отношений. В 2000 году Тони Блэр приветствовал Путина как "сотоварища-реформатора", теперь же "партнерству приходит конец".
Миллиардеры-олигархи из AAR угрожают сорвать все попытки BP продать ее долю в совместной компании, пишет The Financial Times. AAR утверждает: по условиям соглашения акционеров BP не вправе без согласия AAR сообщать третьим сторонам конфиденциальную информацию о ТНК-BP. Это касается и деталей самого соглашения акционеров.
Следовательно, потенциальным покупателям будет трудно проверить долю BP перед покупкой. Фактически AAR получает право вето на любую сделку, а BP будет сложнее уйти из ТНК-BP без риска новых судебных тяжб.
Некоторые инвесторы приветствуют возможный уход BP из России, говорится в другом материале делового издания. "Для BP это было большое производство в стране с большой долей риска", - отмечает Стивен Торнбер, менеджер фонда Threadneedle Investments и акционер BP. Другие озадачены этим шагом. "Россия - один из богатейших углеводородных регионов мира, с огромными нераскрытыми ресурсами, - сказал представитель ТНК-BP. - Быть там необходимо".
Для некоторых продажа ТНК-BP станет демонстрацией того, что стратегия Дадли по превращению BP в более слаженную и быстрорастущую компанию работает. "Это показывает, что ни руководство BP, ни его активы не являются неприкосновенными", - сказал Крис Уитон, менеджер фонда RCM/Allianz, которому принадлежит доля в BP.
Но для Роберта Дадли есть риски. Неудача сделки по ТНК-BP стала бы ударом для руководителя, репутация которого сильно пострадала от коллапса альянса с "Роснефтью" в прошлом году. "Дадли не может позволить себе еще одного провала, - сказал один из западных банкиров. - Это для него опасная территория".
"Британская нефтедобывающая компания BP оказалась на российском рынке в ситуации цугцванга", - проводит шахматные аналогии редакция The Financial Times. Продажа доли ВР в консорциуме ТНК-ВР с учетом важности России для ВР не может быть желанной для исполнительного директора компании Боба Дадли, но он показывает себя довольно слабым игроком.
Между тем в последнее время BP практически упустила много новых возможностей, которые появились благодаря открытию новых месторождений в Африке и Ираке, а также добыче сланцевых газов. Если Дадли действительно намерен продать российские активы, у него наверняка есть планы реинвестиции этой астрономической суммы, отмечают наблюдатели. Собственно, инвесторы уже более года требуют от Дадли какого-то грандиозного шага, который позволит BP сдвинуться с мертвой точки.