Российский рубль может никогда не стать платежным средством в Белоруссии, несмотря на достигнутые по этому вопросу российско-белорусские договоренности, полагает газета "Время новостей".
Такой вывод газета делает из вчерашнего выступления доктора экономических наук Татьяны Валовой на "круглом столе" "Рубль на постсоветском пространстве", организованном Институтом Европы. Валовая - директор департамента международного сотрудничества аппарата правительства России и непосредственно участвовала в "валютных" переговорах России и Белоруссии.
Валовая говорит, что тема введения в Белоруссии российского рубля в качестве платежного средства "была абсолютно проработана", в 2000 году подписаны и ратифицированы соответствующие документы. Предполагалось, напомнила она, что российский рубль станет еще и белорусским с 1 января 2005 года. Однако окончательных договоренностей достигнуть не удалось, и сейчас срок введения рубля на территории западного российского соседа перенесен на 1 января 2006 года. Впрочем, в то, что это произойдет даже с опозданием на год, мало кто верит. "Как чиновник я должна излучать оптимизм, а как экономист, как ученый я далека от оптимизма", - заявила Валовая.
Она подчеркнула, что выражает личную точку зрения, однако присутствовавший на "круглом столе" представитель Белоруссии подтвердил эти опасения.
Первый секретарь посольства Белоруссии в России Валерий Новиков пояснил, почему Белоруссия опасается предложений России. Ему непонятно, как Россия будет поддерживать экономику Белоруссии в случае экономических проблем в союзном государстве, вызванных, например, резким падением цен на нефть. Кроме того, Валерий Новиков подтвердил, что Белоруссия настаивает на финансовой поддержке со стороны России при вступлении в рублевую зону. "Там (в Евросоюзе) все новые государства-члены получали поддержку в евро на адаптацию экономики", - аргументировал позицию Минска белорусский дипломат.
Таким образом, делает вывод "Время новостей", из слов Валовой и Новикова следует, что России и Белоруссии так и не удалось найти компромисс по принципиальной проблеме: по какому пути идти к валютному союзу.