Бензин в 2014 году может серьезно подорожать из-за повышения налога на добычу полезных ископаемых и снижения экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, пишет Business FM. Сочетание двух этих факторов может подтолкнуть цены вверх примерно на 15%, считают некоторые аналитики.
По некоторым данным, крупные нефтяные компании с конца прошлого года сокращают поставки на внутренний рынок, пишет издание. При этом на днях Федеральная антимонопольная служба и Минэнерго пообещали, что они не допустят дефицита бензина и неоправданного роста цен, и даже пообещали наказать тех, кто раскачивает рынок.
Росстат пока не отмечает роста розничных цен на топливо, однако оптовые уже выросли от 4 до 6%. Это, правда, не значит, что они значительно превысят инфляцию.
Доля различных налогов и сборов в цене каждого литра топлива уже превышает 65% и продолжает расти. С 2014 года предусмотрено поэтапное повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Одновременно с этим будет снижаться экспортная таможенная пошлина.
Кроме того, цена растет и из-за перевода российских НПЗ на новый экологический стандарт, который также требует от нефтяников огромных расходов, а они, в конечном счете, закладываются в цену топлива.
Напомним, Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ) в отчете, выпущенном в конце января, прогнозировала, что бензин в текущем году может подорожать на 5-15%.
По прогнозу Союза нефтепромышленников России, цены поднимутся в среднем на 10% за год. Это значит, что, например, в Москве литр "девяносто второго" будет стоить 35-36 рублей, а "девяносто восьмого" - почти 40 рублей.
В январе запас бензина в российских хранилищах опустился ниже отметки, рекомендованной Минэнерго (1,7 миллиона тонн).
При этом крупные нефтяные компании поставки на внутренний рынок сократили, а объем запасов топлива снизился. В такой ситуации, опасаясь дефицита, независимые продавцы начали скупать топливо, что привело к росту биржевой цены на бензин. Вслед за оптовой стоимостью может подняться цена и для автомобилистов.
Минэнерго, впрочем, настаивает на том, что предпосылок для дефицита топлива в России нет.