Власти начали готовиться к следующему кризису в российской экономике. По оценке экспертов Минэкономразвития, он произойдет в 2009-2010 годах при снижении цен на товары российского экспорта, пишут "Ведомости". В Центробанке беспокоятся за профильную сферу: значительные проблемы возникнут в связи с большим объемом кредитов и возможным снижением ликвидности. Вслед за этим может обрушиться рынок недвижимости и российские биржи.
Замминистра экономического развития Андрей Белоусов прогнозирует, что удешевление экспортных товаров при росте импорта приведет к сокращению торгового сальдо. "Сейчас основной источник поступления рублей в экономику — эмиссия ЦБ при покупке долларов в золотовалютные резервы, а когда этот поток станет маленьким, денежную политику придется перенастраивать", - считает он. Если перенастройка не удастся, то в экономике возникнет дефицит денег, отчего в первую очередь пострадает банковская система, говорится в выпущенном месяц назад докладе Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, который тогда возглавлял Белоусов.
Сейчас ЦБ печатает рубли (и выпускает их в безналичной форме) под скупаемые на валютном рынке доллары. За этот счет на миллиард-другой еженедельно вырастают валютные резервы. Однако в будущем из-за снижения притока нефтедолларов и увеличения импорта товаров Центробанк не сможет выпускать достаточно рублей, и в банковской системе настанет жестокий дефицит.
О том же говорил позже и глава РСПП Александр Шохин, и зампред ЦБ Андрей Козлов: риски в этом секторе накапливаются, выдается все больше ненадежных кредитов.
- Шохин: За кризис приняли мой благоприятный прогноз
- Дефолт 1998 года. Как это было
Ранее банковский кризис в России предрекали экономисты международного рейтингового агентства Fitch, напоминает "Независимая газета". Fitch в качестве причины увеличения банковских рисков усматривают кредитную экспансию и укрепление реальных обменных курсов национальной валюты.
Еще с одним тревожным прогнозом выступил директор департамента макроэкономического анализа и прогнозирования Минэкономразвития Андрей Клепач. Если нефть подешевеет примерно до 30 долларов за баррель, то в экономике начнется стагнация, заявил он Reuters. Наряду со снижением цен на металлы, это будет серьезным ударом по экономике, предрекает он. В ближайшие два года Минэкономразвития не ожидает ухудшения, но рано или поздно конъюнктурные спады случаются (предыдущий был в 1998-1999 годах), пояснил Клепач. Кризис приведет к активным слияниям и поглощениям в сырьевых секторах, экономический рост значительно замедлится, если к тому времени не возникнут новые очаги роста в других отраслях экономики. Пузыри на рынках акций и недвижимости могут лопнуть, считает представитель МЭРТ.
Он подчеркивает, что сейчас все сырьевые компании, кроме нефтяных, получают доходы от высокой конъюнктуры, а снижение цен станет для них шоком. По итогам 2005 года нефть марки Urals стоила почти в полтора раза дороже, чем в 2004 году, газ - на 27,6% дороже, а медь - на 28,3%. В среднем цены на российские экспортные товары, по оценке главы ведомства Германа Грефа, в 2004 году выросли на 22,7%, а в 2005 - на 26,9%.
Еще одну версию кризиса изложил в главе "Нефтяное проклятье" книги "Гибель империй" директор Института экономики переходного периода Егор Гайдар. Ему Россия напоминает Мексику. Благодаря нефтедолларам доля госрасходов в ВВП Мексики увеличилась с 20% в конце 1960-х годов почти до 50% к 1982 году. А когда цены на нефть рухнули, Мексике пришлось девальвировать песо на 70% и объявить дефолт по внешнему долгу. По его мнению, ближайший российский кризис будет бюджетным. Цена нефти, при которой бюджет сводится без дефицита, постепенно растет. В 2000 году это был 21 доллар за баррель, в нынешнем - 30 долларов. "Если к 2009 году бюджет настроится на цену в 40 долларов, то падение до 25-30 долларов за баррель будет большой проблемой", - заявил "Ведомостям" глава Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.
Все эти сценарии взаимосвязаны, указывают эксперты: нефтяные доходы наполняют бюджет, дают банкам ликвидность, а она подстегивает экономический рост. И значительное снижение цен на нефть - обязательное условие кризиса во всех случаях, кроме сценария со снижением ликвидности банковской системы. Но значительного падения цен пока никто не ждет. Руководитель экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович полагает, что "опасность преувеличена, хотя работать над предупреждением кризиса надо всегда". В Минфине добавляют, что даже если нефть подешевеет, то стабфонд поможет бюджету.
Шохин: Я не давал мрачного прогноза
Глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин в понедельник разъяснил свою позицию по поводу вероятности банковского кризиса в России. В интервью "Независимой газете" он заявил, что мрачного прогноза не давал, а, скорее, успокаивал.
"Меня спросили, что я думаю о вероятности банковского кризиса, и я ответил, что, с одной стороны, есть позитивные тенденции в развитии банковского сектора - например, явная консолидация банковского сектора, приток крупных игроков, в том числе и иностранных. - говорит Шохин. - Но есть в том числе и тревожные тенденции - такие, как избыточное кредитование государственными банками государственных же компаний, сокращение ликвидности из-за того, что Центральный банк никак не предложит широкий набор инструментов финансирования коммерческих банков, очень большой объем потребительского кредитования, который во многом по смыслу не является на сто процентов обеспеченным, и так далее. Поэтому если ничего не предпринимать для предотвращения негативных тенденций, то вполне возможно, что через 3-4 года эти тревожные тенденции могут возобладать. Тогда и могут стать возможными те кризисные явления, о которых многие говорят, в том числе и Егор Гайдар".
"Но есть все основания полагать, что если вовремя принимать адекватные меры, то к 2009 году не только кризиса никакого не будет, но и, наоборот, банковская система станет мощным фактором экономического роста в стране", - подчеркнул глава РСПП.
С другой стороны, напомнил Шохин, в 2004 году банковский микрокризис разразился из-за того, что несколько неблагоприятных тенденций совместились в одно время и были подогреты слухами о "черных списках" банков. "Поэтому теоретически исключать возможность того, что в какой-то момент негативные тенденции могут усиливать друг друга, суммироваться и привести к кризису или другому негативному развитию ситуации на банковском рынке, нельзя", - считает экономист.
"У меня прогноз в принципе благоприятный. Просто если ничего не делать, то кризис может быть", - резюмировал он.