Британский суд снова приоткрыл тайны, как создавались капиталы в России 90-х годов. В ходе разбирательства в Высоком суде Лондона с участием бывшего главы государственного Таможенного комитета России Анатолия Круглова стало известно о его многомиллионном состоянии.
Бывший глава Государственного таможенного комитета России Анатолий Круглов признал себя долларовым мультимиллионером в рамках разбирательства с бизнесменом Шалвой Чигиринским в Высоком суде Лондона. Экс-чиновник в британской юрисдикции пытается взыскать с предпринимателя деньги семейного траста, на которые ответчик приобрел себе виллу.
Круглов является бенефициаром кипрских компаний Slocom Trading и Derbent Management, которые и обратились с иском в суд. Ответчиками выступают Tatik Чигиринского, Sibir Energy (сейчас принадлежит "Газпром нефти", в прошлом контролировалась Чигиринским) и владелец виллы Maritime Villa Holdings.
Спор развернулся вокруг одного из крупнейших частных владений на Лазурном берегу Франции - Villa Maria Irina в Кап-Мартен. По версии истца, он был введен в заблуждение и, сам того не подозревая, профинансировал покупку Чигиринским элитной недвижимости через экс-главу московского офиса HSBC Урса Хенера.
Cуд усомнился в легальных источниках богатства Круглова
У председательствующего судьи Питера Рота фигура Круглова вызвала ряд вопросов. В своем решении он предположил, что истец занимал высокую должность в органах власти и мог использовать служебное положение "в период распада СССР для извлечения прибыли из реорганизации таможенной администрации - как через членов семьи, оперировавших частными таможенными терминалами, так и посредством предоставления консультационных услуг компаниям в условиях стремительно менявшихся правил".
Самого Круглова, который выступал в ходе перекрестного допроса, возмутил намек на незаконное происхождение его состояния, рассказывает Forbes. Однако откровенных ответов, которые могли бы убедить судью в легальном характере обогащения семьи бывшего таможенника, судья Рот так и не дождался.
Круглов родился в 1951 году, до назначения в 1992 году председателем ГТК руководил таможней аэропорта "Шереметьево". После отставки в 1998 году возглавлял совет директоров компании "Таможенная карта", входил в совет директоров банка "Глобэкс", был президентом Национальной ассоциации таможенных брокеров.
В базе данных "СПАРК-Интерфакс", есть немало компаний, так или иначе связанных с семьей Кругловых, пишет издание. Экс-глава ГТК является гендиректором ООО "К.А.М.А.-К.", которой владеет вместе с дочерьми Анной Кругловой-Арутюнян и Маргаритой Нероденковой-Кругловой (видимо, название компании образовано от первых букв имен и фамилии членов семьи).
У "К.А.М.А.-К." есть "дочки" ЗАО "ТрансЭк" и ООО "Питомник Жарден". В ООО "Консалтинговый центр АК" бывший чиновник также является гендиректором, а его дочери - собственниками. Сестры числятся учредителями ООО "Сити Стик", вместе с Андреем Нероденковым владеют ЗАО "Евроком Инк" (гендиректор Анатолий Круглов, суммарная выручка за 2006-2010 годы около 200 млн рублей). Наконец, у семьи есть доли в ТСЖ "Кондоминиум Остоженка".
"Для них неписаные законы были выше, чем писаные"
Первая таможня в новой России была фактически независимым органом, ее руководителя напрямую назначал президент, раскрывает детали биографии Круглова телеканал "Дождь". Во главе таможенного комитета Круглов пробыл до 98-ого года. Все это время его заместителем и главным оппонентом внутри ведомства был Валерий Драганов. Он же и возглавил комитет после отставки Круглова.
Драганов рассказал телеканалу о некоторых методах работы таможни в те годы: "Это игра на таможенной стоимости, очень широкий коридор в пределах взимания таможенной пошлины и налогов, это указание не своим наименованием, ложные декларации, двойные декларации, подлоги. Это все прикрывалось, находилось под крышей. Для них неписаные законы были выше, чем писаные".
Негативную оценку работе таможни дают и те, кто сталкивался с ней по роду своего бизнеса. Андрей Коркунов, бизнесмен-кондитер, рассказал, что таможенники фактически вынудили его построить фабрику в России, а не возить кондитерские изделия из-за рубежа.
"Меня таможня достала, меня ловили постоянно. Вся эта служба, которую возглавлял господин Круглов, все нервы мне измотала. Причем я возил честно, и они мне говорили, не можешь это декларировать... Поэтому создание всех фирм, которые были вокруг них, приносили им, наверное, большие дивиденды. Спасибо большое господину Круглову за то, что я построил фабрику и стал известным бизнесменом", - говорит сегодня Коркунов.
Высокий суд Лондона подтвердил наличие у бывшего главы таможенного комитета России Анатолия Круглова 37,5 млн долларов. Однако каковы в действительности размеры его состояния, неизвестно. Сроки давности по возможным фактам злоупотреблений в таможне уже давно прошли, к тому же сегодня у российской правоохранительной системы есть гораздо более горячие темы.