Организованная РСПП Неделя российского бизнеса открылась с налоговой конференции, на которой предприниматели призвали правительство снизить налоговую нагрузку на крупные предприятия, пишет "Независимая газета".
Из официальной резолюции РСПП ясно, что крупный бизнес явно недоволен планами премьера Владимира Путина организовать в стране налоговый маневр. "Не может быть поддержана возможность перекрестного налогового субсидирования, то есть повышения нагрузки на одни сектора, позволяющего снизить нагрузку по приоритетным направлениям. Сырьевые компании, на которые предлагается повышать нагрузку, относятся к числу активных потребителей продукции и услуг инновационного сектора, входят в число лидеров по инвестициям в исследования и разработки", - записали в своей резолюции члены РСПП.
Издание напоминает, что Владимир Путин в декабре 2011 года на встрече с организацией "Деловая Россия", которая отстаивает интересы среднего бизнеса, прислушался к предпринимателям и заговорил о необходимости налогового маневра. Он указал на фискальные дисбалансы, существующие в различных отраслях. Так, по словам премьера, налоговая нагрузка на производство машин и оборудования или на строительство достигает порой 11%.
В то же время налоговая нагрузка на сырьевые отрасли и металлургию не превышает 5%. В таких условиях говорить об инвестициях в инновационный сектор и в сложные производства, а также о диверсификации экономики не приходится. Премьер дал правительству поручение представить к 15 февраля 2012 года "предложения по совершенствованию налоговой системы, включая оптимизацию налогов в целях стимулирования экономического роста и притока инвестиций в сферу высокотехнологичного и производственного бизнеса". Позднее в программной статье об экономических задачах России Путин уточнил смысл налогового маневра: рост налоговой нагрузки должен обойти стороной несырьевой сектор.
Представители же крупного бизнеса считают такие планы недальновидными. Вместо этого они выступили с предложением ввести инвестиционную льготу, которая отменит налогообложение сделанных предприятием инвестиций. Другими словами, строительство нового прокатного стана может быть оформлено как реализация инновационного инвестпроекта. И в этом смысле сырьевые компании ничем не отличаются от несырьевых, так как они тоже вполне могут внедрять инновации в производство.
Но на этом налоговые предложения РСПП не закончились. "В дальнейшем необходимо зафиксировать предельный уровень прямой финансовой нагрузки на бизнес, который будет включать налоги, таможенные платежи, расходы компаний на социальное и обязательное страхование (рассчитанный как доля к ВВП, выручке предприятий, прибыли компаний)", – говорится в резолюции.
Наиболее правильным будет фиксировать нагрузку именно к выручке компании, уточнили в РСПП. Итоговой цифры, характеризующей предельный уровень нагрузки, в РСПП пока нет, "это как раз предмет для обсуждения". Главное - другое: сделать незыблемым принцип, что, если по одним статьям налоги на бизнес растут, значит, по другим статьям они должны сократиться. "В случае введения дополнительной нагрузки на бизнес, например нового вида обязательного страхования, пропорционально должен быть снижен размер иных налогов и обязательных платежей, с тем чтобы совокупная нагрузка осталась стабильной", - пояснил председатель РСПП Александр Шохин. Эта тема действительно актуальна и болезненна для бизнеса. Особенно на фоне недавних инициатив Минздравсоцразвития ввести специальное страхование для ухода за стариками. Осенью прошлого года, когда озвучивалось это предложение, речь шла о дополнительных взносах в 2% от фонда оплаты труда.
Другие предложения РСПП - отменить налог на добавленную стоимость для операций купли-продажи драгоценных металлов на биржевом рынке, отменить налог на доходы физических лиц, взимаемый с покупателей акций. Не обошлось и без упреков в адрес слишком туманного российского законодательства, которое невозможно понять без специальных подзаконных актов и пояснительных записок, однако именно эти подзаконные акты откладываются законодателями на потом и публикуются порой слишком поздно.