Экономическая свобода важнее политической для России, считают эксперты The Independent Institute
Архив NEWSru.com
Экономическая свобода важнее политической для России, считают эксперты The Independent Institute Арест Ходорковского позволил российскому правительству расчленить его нефтяную компанию ЮКОС и ренационализировать ее самые важные части
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Экономическая свобода важнее политической для России, считают эксперты The Independent Institute
Архив NEWSru.com
 
 
 
Арест Ходорковского позволил российскому правительству расчленить его нефтяную компанию ЮКОС и ренационализировать ее самые важные части
independent.org
 
 
 
Однако, как отмечает The Independent Institute, Ходорковского и его коллег по бизнесу судят за сделки, инициированные и одобренные самим же правительством во время распродажи государственного имущества
Архив NEWSru.com

Признание виновным и жесткий приговор Михаилу Ходорковскому - наихудшая демонстрация возвращения к авторитаризму в России, считают эксперты The Independent Institute. "В годы путинского наступления на демократию международные СМИ, как и можно было предполагать, сосредоточились на сворачивании свободы прессы - сначала независимого телевидения, теперь газет. Однако в долгосрочной перспективе самый большой ущерб шансам восстановления свободы в России может причинить потеря экономической свободы, как это эффектно продемонстрировало дело Ходорковского", - считает старший научный сотрудник Иван Эланд. (Перевод статьи на сайте Inopressa.Ru.)

Мировые СМИ активно освещали положение Ходорковского, прежде всего, из-за его статуса "знаменитости" - в конце концов, он был некогда самым богатым человеком в России. Ходорковский так известен, что президент Буш, который обычно выступает апологетом российского режима - брата по крови в борьбе с исламскими радикалами, позволил себе усомниться в независимости российского правосудия, отмечает Эланд. У администрации Белого дома "сложилось такое впечатление, что его признали виновным до проведения справедливого суда", а в США так делать не принято (за очевидным исключением "вражеских боевиков", задерживаемых на неопределенный срок без суда и доступа к адвокату).

Арест Ходорковского позволил российскому правительству расчленить его нефтяную компанию ЮКОС и ренационализировать ее самые важные части. Безусловно, суд над ним был попыткой запугать других богатых россиян, которые могут представлять собой проблему для режима, и попыткой восстановить государственное господство над компанией в "стратегической" индустрии, являющейся источником доходов в устойчивой валюте.

Однако, как отмечает The Independent Institute, Ходорковского и его коллег по бизнесу судят за сделки, инициированные и одобренные самим же правительством во время распродажи государственного имущества. "Неопределенный климат в сфере бизнеса, вызванный полным упадком законности... несет разрушительные последствия и для местного российского бизнеса, и для доверия иностранных компаний и частных лиц, которые заинтересованы в инвестициях в Россию", - констатирует Эланд.

Ренационализация любой компании или промышленности, особенно в стране с долгой историей коммунизма, рассеивает шоковые волны по международному бизнес-сообществу. Реагируя на преследование Ходорковского, некоторые иностранные инвесторы свернули планы инвестирования в Россию. Еще хуже то, что в прошлом году утечка капитала утроилась и достигла 8 млрд долларов. Российский экономический рост стал более вялым и сошел с траектории удвоения ВВП.

Все это не сулит ничего хорошего возможному возрождению свободы в России. Как пишет журналист Newsweek Фарид Захария, ученые заметили позитивную взаимосвязь между стабильной и жизнеспособной либеральной демократией и определенным уровнем экономического развития. Часто страны, успешно трансформирующиеся из автократий в либеральные демократии, например, Чили, Тайвань и Южная Корея, вводили экономические реформы до того, как взяться за поэтапное и мирное проведение реформ политических. И по мере того, как страны богатеют в экономическом отношении, в них развивается более образованный, более космополитский и более политически сильный средний класс, который требует больших личных и политических свобод.

После падения Советского Союза Россия начала политические реформы, однако она проводила их на шаткой экономической почве. Путин постепенно забирает эти политические права, и на его пути не стоит никакого хоть сколько-нибудь крепкого среднего класса.

России, вероятно, потребуется проводить политические реформы заново, когда экономическое процветание получит большее распространение, подводит итог эксперт The Independent Institute.