В ожесточенном противостоянии с правительством Госдума приняла налоговые законопроекты ценой в 600 млн долларов, касающиеся возможных налоговых доначислений по выпущенным крупными компаниями евробондам. Еврооблигации составляют четверть от всех корпоративных заимствований (116 млрд долларов).
Как написал "Коммерсант", проблема возникла после январского письма заместителя главы Минфина Сергея Шаталова, в котором он обещал начать взимать налог на прибыль с процентов, выплачиваемых в адрес держателей еврооблигаций.
Крупнейшие российские заемщики (в том числе "Газпром", Сбербанк, ВТБ) выпускают еврооблигации через созданные за рубежом специальные юридические лица (SPV), через которых потом выплачиваются проценты. Эти деньги потом перечисляются держателям еврооблигаций. SPV создаются в странах, с которыми у РФ есть соглашения об избежании двойного налогообложения, так чтоэти выплаты раньше налогом не облагались.
Однако Минфин захотел ситуацию изменить и заявил, что SPV - не фактические получатели дохода, а посредники и поэтому освобождение от налога им не положено.
Пересмотр действовавших в течение десяти лет правил заставил госкомпании обратиться к руководству страны и заявить о "политической ошибке", ухудшающей инвестиционный климат.
Столкнувшись с такой реакцией, Минфин предложил компромиссные поправки к Налоговому кодексу. Уже выпущенные и выпускаемые до 1 января 2013 бонды Минфин предлагал "амнистировать", а вопрос о налогах на последующие выпуски решать позднее.
Однако бюджетный комитет Госдумы во главе с Андреем Макаровым с таким компромиссом неожиданно не согласился и правительственную поправку отклонил. Комитет решил, что освобождение от налога должно быть бессрочным.
6 июня Госдума рассмотрела законопроект во втором чтении в редакции комитета. Однако до его принятия в третьем чтении в Госдуму поступила поправка, подписанная первым вице-премьером Игорем Шуваловым, и бюджетному комитету пришлось спешно рассмотреть ее.
Поправка смягчила минфиновские предложения - она предлагала распространить освобождение на все еврооблигации, выпущенные до 1 января 2014 года. Бюджетный комитет с Игорем Шуваловым спорить не решился и, высказывая недовольство, уступил.