Российские деловые и политические круги во вторник взбудоражила прошедшая в российских СМИ информация, что российский чиновник выкупил у трех зарубежных банков долговые обязательства России перед скандально известной швейцарской фирмой Noga.
Первый шар бросило агентство РИА "Новости", которое со ссылкой на французское издание Russia Intelligence сообщило, что все долги выкупил заместитель руководителя "Росстроя" Владимир Коган. Интрига также заключалась в том, что Владимир Коган - бывший владелец питерского "Промстройбанка" и Банкирского дома "Санкт-Петербург", бывший член бюро РСПП, является хорошим знакомым и соратником Владимира Путина.
Известно, что Russia Intelligence специализируется на освещении событий политической и экономической жизни России и других стран СНГ. В заметке, посвященной судьбе каннского отеля Noga Hilton, владельцем которого является основатель фирмы Noga Нессим Гаон, издание, в частности, пишет: "Согласно нашей информации, подтверждается, что банки-кредиторы Нессима Гаона уступили Когану основную сумму российских долговых обязательств".
По данным Russia Intelligence, общая сумма сделки, в которой участвовали два французских и один швейцарский банк, составила около 70 млн долларов (США). Но когда именно состоялась сделка, в публикации не указывается. Отмечается только, что банк BNP Paribas уступил Когану долговые обязательства на сумму 40 млн долларов, банк Credit Lyonnais - на 6,8 млн долларов, а швейцарский Banque Cantonal de Geneve - на 20 млн долларов.
В свою очередь заместитель главы "Росстроя" Владимир Коган опроверг сообщения о том, что он выкупил часть госдолга России перед швейцарской фирмой Noga. "Я продал весь бизнес, перешел на госслужбу, ничего не выкупал, потому что это ограничено законом и потом я не занимаюсь бизнесом", - заявил он в интервью радиостанции "Эхо Москвы".
Владимир Коган предположил, что неточность сведений, изложенных средствами массовой информации связана с тем, что есть его однофамилец, который и осуществил финансовую операцию. "Есть Коган в Москве, по моим сведениям, его зовут Игорь, по-моему, это он", - заявил он.
Путаницу прояснил сам владелец фирмы Noga Нессим Гаон. Во вторник вечером в интервью того же РИА "Новости" он сообщил, что долги швейцарской компании перед банками выкупил не Владимир, а Александр Коган.
"Я не знаю никакого Владимира Когана. Часть моих долгов - около $60-70 миллионов - выкупил Александр Коган, бизнесмен из США", - сказал он. По словам Гаона Александр Коган - "руссиянин по происхождению, но живет в США", где владеет компанией IPD.
Между тем ранее РИА "Новости" уже со ссылкой на Гаона подтверждало, что приобретателем долгов был именно Владимир Коган. При этом владелец Noga сообщил, что сделка Когана с банками уже не имеет юридической силы, так как около недели назад суд Женевы признал ее незаконной. "Суд отказал в передаче долгов компании Noga, которой должно российское правительство, господину Когану, и постановил, что оно (российское правительство) должно заплатить Noga напрямую", - сказал он.
В телефонном интервью сайту "Фонтанка.ru" Нессим Гаон подтвердил сам факт выкупа у банков-кредиторов части долговых обязательств, однако заявил, что вопреки информации, распространенной многими мировыми и российскими СМИ, некто Коган выкупил только 1% от общей суммы долга в размере 60-70 млн долларов.
По его словам, компания Noga полна решимости получить 100% российского долга России. Это - около 1 млрд 100 млн долларов. "Они (Россия) должны мне заплатить. Нельзя говорить, что они выкупили все долги перед Noga", - подчеркнул владелец компании. "Это ничто - эти 70 млн долларов. Это все обман чистой воды", - добавил Гаон.
В то же время владелец фирмы надеется на дружественное урегулирование конфликта с Россией, и, судя по его заявлению, не намерен дальше продолжать судебные тяжбы. "Потому что уже стыдно продолжать эту борьбу. Это не имеет никакого смысла", - подчеркнул Гаон. По его словам, Россия хотела заплатить компании Noga через Лондонский клуб кредиторов, но компания не приняла это предложение, так как речь шла лишь о 35% долга, которые должны были быть выплачены в течение 30 лет.
Сообщениями, что долговые обязательства РФ выкупил некий российский чиновник, заинтересовались депутаты Госдумы. Этот вопрос может стать в ближайшее время предметом рассмотрения в Госдуме России, заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" председатель комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов.
Владимир Коган
Владимир Коган до недавних пор был одним из самых влиятельных (если не самым) банкиров Санкт-Петербурга.
В сентябре 2004 года он договорился о продаже 75% акций Промстройбанка государственному Внешторгбанку. После этого он ушел в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой), в октябре 2005 года заняв должность гендиректора федерального казенного предприятия "Северо-Западная дирекция Госстроя России — дирекция комплекса защитных сооружений г. Санкт-Петербурга от наводнений". Проект строительства дамбы стоимостью около 10 млрд рублей курировал лично президент Путин.
Но на дамбе Коган пробыл недолго. 28 декабря ВТБ завершил приобретение Промстройбайнка, а уже 30 декабря Коган стал замруководителя "Росстроя". На дамбе Коган не успел толком ничего сделать, поскольку зима — не сезон для строительства, заявил "Ведомостям" директор петербургской ассоциации "Дормост" Кирилл Иванов.
Должность Когана нельзя назвать сугубо чиновничьей, это бизнес в рамках государства, поскольку "Росстрой", по сути, госкорпорация с бюджетом около 40 млрд рублей. Росстрой оказывает государственные услуги и управляет государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства.
Журнал "Финанс", который поставил банкира на 78-е место в рейтинге российских толстосумов, оценил его состояние в 500 млн долларов. После назначения в Росстрой Когана прочили в руководство ЦБ и Сбербанка, а в конце февраля 2006 года в СМИ появилась информация о том, что он может стать четвертым вице-премьером и заняться в правительстве естественными монополиями.
История конфликта с Noga
Судебное разбирательство между швейцарской компанией и правительством России началось еще в начале 1990-х годов. В 1991-1992 годах правительство России заключило с Noga несколько контрактов на сумму около 1,4 млрд долларов, по которым компания обязалась поставлять продукты питания и удобрения в обмен на нефтепродукты. С тех пор обе стороны оспаривают выполнение условий соглашения противной стороной.
По условиям соглашений, Россия отвечала за выполнение контрактов своим имуществом. В 1993 году российское правительство расторгло договор, и Noga подала иск на взыскание с России долга в размере примерно 680 млн долларов.
Несколько раз Noga пыталась арестовать российское имущество за рубежом.
В 2000 году швейцарская компаниия во Франции добилась ареста счетов ЦБ и парусника "Седов".
Но самый знаменитый инцидент подобного рода датирован следующим годом. На авиасалоне в Ле-Бурже Noga добилась ареста двух истребителей Су-27 "Росавиакосмоса". Но самолеты улетели из Франции еще до того, как их арестовали судебные приставы, и в последующих исках Noga требовала признать это незаконным. В частности, аэропорт и авиасалон компания обвиняет в "способствовании возвращению уже арестованной собственности".
Позднее арест парусника, счетов ЦБ и самолетов был признан незаконным. Noga подавала иски против России еще несколько раз, но они были отклонены.
В декабре 2005 года Noga попыталась арестовать в Швейцарии коллекцию из 54 картин Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина, но их удалось вернуть в экспозицию целыми и невредимыми.