Российский бизнес начал экономить: коворкинг вместо солидного офиса, дешевое сырье вместо дорогого, бесплатное программное обеспечение вместо лицензионного, электросушилка для рук вместо бумажных полотенец.
Экономию на бумаге, скрепках и карандашах некоторые компании называют крохоборством, которое у партнеров не вызывает ничего, кроме сочувствия. Однако экономия на бумаге - это еще и побочный эффект перехода на электронный документооборот, приносящего огромную выгоду. С тем, как компании в кризис экономят на материальных затратах, разбирается в очередном номере еженедельник "Коммерсант Деньги".
Первое, что сейчас попадает под нож у большинства компаний, - аренда. Свободных помещений много, есть из чего выбирать. В Москве в конце прошлого года, по данным издания, арендаторы пытались либо зафиксировать курс доллара в договоре, либо перевести договор в рубли. По результатам 2014 года коммерческие условия были пересмотрены в 40% сделок (против 32% в 2013 году).
Однако офисная недвижимость по-прежнему сдается в основном за доллары. Поэтому, даже учитывая, что средняя долларовая ставка в прошлом году снизилась на 25% - до 593 долларов за метр площади в год, в рублевом эквиваленте цена выросла. Но долларовые тарифы продолжают снижаться, и к середине года падение может дойти до 50%.
Некоторые компании снимают офисы поменьше, переводя часть персонала на удаленный доступ. Правда, пока этим вариантом пользуются в основном в сфере IT, но там на "удаленке" сидят не только программисты, но и аналитики, менеджеры проектов, пиарщики.
Зарабатывать на торговой недвижимости становится все сложнее. Центр Москвы пестрит баннерами с надписью "Аренда". Пустующих площадей за 2014 год стало больше вдвое - их доля выросла до 6%. В торговых центрах скидки в долларовых контрактах доходят до 40%, но получить эти проценты сложно: проще сменить помещение, чем добиться снижения аренды. Владельцы небольших помещений предоставляют скидки не такие значительные, как торговые центры, зато делают это охотнее.
Стоимость офиса крайне важна для компаний, которые ничего не производят. Для производственного же бизнеса, сферы услуг и общепита главная проблема - цены поставщиков. Единственная "быстрая" мера экономии для производственной компании - скидка от поставщиков.
Если поставщик пребывает в безвыходной ситуации, вопрос со скидками решается еще проще. Например, из-за закрытия кафе и ресторанов у поставщиков, ориентированных на общепит, становится все меньше клиентов, и они идут на большие уступки. Еще один тренд в политике экономии - выкидывать из бизнес-цепочки посредников.
Кроме того, компании стали внимательнее относиться и к административно-хозяйственным расходам: отказываются от плановых вложений в косметический ремонт, оргтехнику, новую мебель, пересматривают договоры на интернет и мобильную связь, ищут самые низкие тарифы на рынке. Самые экономные заменяют бумажные полотенца в туалетах на электрические сушилки для рук, обычные лампочки - на светодиодные.
Зарубежные IT-сервисы с падением курса рубля выросли в цене минимум в два раза. Цена на российские программные продукты почти не изменилась, поэтому компании они обойдутся в несколько раз дешевле, чем зарубежные. Правда, найти физический сервер по сопоставимой с европейской цене в России почти нереально.
Многие предприятия начинают экономить на командировках. Если отказаться от них нельзя, стараются, например, командировать в тот или иной город сотрудника, для которого он родной.