Группа сенаторов, среди которых председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, внесла в Госдуму пакет законопроектов по деофшоризации. Они вдохновлялись "политическим заказом" на борьбу с офшорами, который сформулировал президент Владимир Путин в ежегодном послании Федеральному собранию в конце прошлого года. Он потребовал лишить офшорные компании доступа к любой господдержке: кредитам "Внешэкономбанка", госгарантиям и госконтрактам.
В Совете Федерации решили расширить ограничения, рассказали "Ведомости". Поправки закрывают рынок госзаказа для всех компаний, зарегистрированных в офшорах (из списка, составляемого Минфином). А кредиты "Внешэкономбанка" по проекту сможет получать только российский бизнес, их запрещается выдавать любым иностранным компаниям.
Другой блок поправок ужесточает уголовную ответственность за уход от налогов с помощью офшоров и внутрихолдинговых цен. Такое нарушение будет автоматически приравниваться к уклонению от уплаты налогов в особо крупном размере, и нарушителю - руководителю или бенефициару компании - может грозить срок до шести лет.
За 20 лет из России через офшорные зоны выведено более 800 млрд, пишут авторы в пояснительной записке со ссылкой на расчеты экспертов Совета Федерации. Такие же расчеты приводились ранее в докладе Tax Justice Network: 798 млрд долларов в 1990-2010 гг.
Деофшоризация нужна для обеспечения экономического суверенитета России, аргументирует председатель комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам и один из авторов поправок Сергей Рябухин.
Изменения подготовлены в соответствии с законопроектом Минфина о контролируемых иностранных компаниях: поправки в Налоговый кодекс обязывают платить в России налог с нераспределенной прибыли зарубежных структур российских резидентов.
Правительство настаивает на смягчении пакета Совета Федерации, рассказывает руководитель экспертной группы Совета Федерации по разработке законодательства о деофшоризации Сергей Шугаев: ограничить доступ к господдержке не всем иностранным компаниям, а только тем, кто не раскрыл бенефициаров.
Около 30% крупных участников госзаказа используют офшорные схемы, оценивает эксперт Комитета гражданских инициатив Иван Бегтин. Раскрытие бенефициаров снизит коррупционную составляющую, но вывод средств не ограничит, хотя и усложнит, считает он.
Сейчас удачный момент для деофшоризации, рассуждает партнер PwC Екатерина Лазорина: из-за санкций и различных ограничений у российских компаний возникли проблемы с иностранными партнерами, западное финансирование они пытаются заместить российскими госденьгами.