За последние 20 лет доля россиян, желающих эмигрировать, выросла с 5 до 21%, выяснили социологи ВЦИОМ в ходе опроса 1600 человек, проходившего 4-5 июня 2011 года в 46 регионах России.
Выехать за рубеж на постоянное жительство хотели бы 21% опрошенных (в 1991 году их было 5%), на работу - 20% (было 13%). Наибольший эмиграционный потенциал у 18-24-летних (39%), высокообразованных респондентов (29%), а также активных пользователей интернета (33%).
Большинство из тех 75% россиян, которые не имеют желания покидать родину, - это в первую очередь пожилые (93%) и малообразованные (85%) сограждане, а также те, кто не пользуется интернетом (87%).
В середине 2000-х россияне демонстрировали больше склонности к оседлости, рассказал "Ведомостям" гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров, а после кризиса количество желающих уехать выросло и не спешит снижаться.
В течение последнего года желание уехать из страны выражали около трети опрошенных жителей крупных городов с достаточно высоким уровнем образования и дохода, рассказал заместитель гендиректора "Левада-центра" Алексей Гражданкин, ссылаясь на результаты опросов.
Декларируя намерение уехать, люди просто выражают свое отношение к существующему порядку вещей, а не реальное намерение покинуть страну, поясняет он. Не более 5% респондентов сообщали о том, что предпринимают какие-то шаги для достижения такой цели.
Это не просто настроения, процесс уже идет, говорит Валентина Веденеева из Института мировой экономики и международных отношений РАН: по официальным данным, за три года из России уехало более 1,2 млн человек, 40% из них - люди с высшим образованием.
"У меня есть цифры точные: 1 250 000 человек, которые работают за рубежом - это ученые, специалисты", - говорил в начале года председатель Счетной палаты Сергей Степашин в интервью "Эху Москвы".
"Утечка мозгов" и бегство капитала из России - явления одного порядка, уверен декан факультета политологии московской Высшей школы экономики Марк Урнов. "В прошлом году мы провели опрос представителей малого и среднего бизнеса. Те, кто занимается всякого рода торговлей, те остаются в России, вполне успешно вписываются в коррупционные схемы и неплохо себя чувствуют. А вот те, кто занимается производством, - у них одна мысль: уйти в серую зону, накопить денег и съехать".
Он объясняет чемоданные настроения тем, что климат инвестиционный в стране "паршивый": постоянные наезды, полугосударственный рэкет, захваты успешных предприятий: "Люди так не хотят жить и работать".
Есть еще одна проблема, отмечает эксперт: активная эмиграция приводит к тому, что в стране не задерживаются люди, которые смогли бы сформировать запрос на модернизацию политической и экономической системы. "Они пакуют чемоданы и уезжают. Остаются чиновники, торгаши и работники крупных госкорпораций", - резюмирует он.
По данным Росстата, число уезжающих жить в другие страны постоянно сокращалось - со 146 тысяч в 2000 году до 32,4 тысяч в 2009-ом, и только в 2010 году выросло до 33,6 тысяч.
СМИ часто обращаются к теме российской эмиграции, напоминает InoPressa. По словам зампреда комитета Госдумы по безопасности Геннадия Гудкова, "в огромном количестве" уезжают представители малого бизнеса. "Есть только один выход - "Шереметьево-2", - пересказывает чиновник недавно услышанную шутку.
В конце января о "шестой волне" эмиграции писал на страницах "Новой газеты" политолог Дмитрий Орешкин. Ее отличие от предыдущих, по мнению эксперта, состоит в том, что отъезжающие рассчитывают вернуться в случае улучшения ситуации, что на практике происходит редко".
Некоторые пожилые люди переселяются в "менее дорогие страны", вроде Болгарии, сдают внаем российскую жилплощадь и живут за счет этого. Заведующая лабораторией анализа и прогнозирования миграции РАН Жанна Зайончковская отмечает, что, по ее наблюдениям, набирает обороты эмиграция школьников: "Их отправляют в школы-интернаты, затем в университеты. Вот они никогда не вернутся".