Переговоры президентов России и Белоруссии 10 декабря, установившие 8-часовый рекорд продолжительности, вызвали поток предположений в СМИ - удалось ли сторонам сблизить позиции.
Сайт "Заголовки.ru" приводит мнение "Коммерсанта", написавшего, что заседание высшего Госсовета России и Белоруссии казалось почти таким же бесконечным, как и процесс строительства "союзного государства".
Так долго переговоры обычно продолжаются, когда стороны ни о чем не могут договориться, пишет газета. За столом переговоров с Александром Лукашенко помимо Дмитрия Медведева вчера присутствовал еще и премьер РФ Владимир Путин. А ему было что припомнить белорусскому правителю, который два месяца назад обвинил Путина в торможении интеграционных процессов и препятствовании военному сотрудничеству двух стран.
Как пишет "Время новостей", единственным указанием на то, что встреча не оказалась совсем бесплодной, стали слова Медведева о том, что "мы приняли принципиальное решение - положительно ответить на различные обращения, касающиеся того, как будет проходить сотрудничество в нефтяной сфере". Возможно, на просьбу Минска отменить введенные Москвой в 2007 году ввозные пошлины на российскую нефть в Москве решили "положительно ответить".
Речь идет о сохранении льготного пошлинного режима при поставках российской нефти в Белоруссию. "Белорусская сторона хотела бы уменьшить нынешнюю ставку. Мы же высказались за то, чтобы не поднимать ее, а сохранить на нынешнем уровне. Это и есть наша им уступка", - сказал "Коммерсанту" российский правительственный чиновник.
Тем не менее Москва по-прежнему не настроена выдавать Минску кредиты на сумму 500 млн долларов и 100 млрд рублей.
А один из участников переговоров, вырвавшийся из-за закрытых дверей, чтобы перевести дух, рассказал газете, что что белорусская делегация решила не останавливаться на достигнутых договоренностях и развить успех: "Нам приходилось по десять раз объяснять коллегам из Белоруссии одно и то же: Минск не может постоянно жить за счет российских субсидий, не предлагая взамен ничего, что нас интересует в их экономике".
"Белорусские чиновники повели дискуссию по заранее написанному сценарию - они взрывали предметный разговор бесконечными требованиями о кредитах, льготах, послаблениях и исключениях, - сетовал кремлевский чиновник. - Эти просьбы повторялись десятки раз, из-за чего разговор приобрел рыхлый характер".
В переговорном азарте белорусская сторона стала высказывать совсем свежие идеи - предложив приступить к давно назревшим, с ее точки зрения, изменениям российских законов. "Прозвучала инициатива изменить наш закон о Центральном банке! Это выходит за всякие рамки! - негодовал российский переговорщик. - Я поражался нашим президенту и премьеру, которые проявили прямо-таки ангельское терпение. Мы готовы к интеграции и даже готовы нести издержки, но не можем же мы за счет этого штопать прорехи в белорусском бюджете, возникающие из-за специфической модели их экономики".