Российские "правила" отличаются от западных. Они к тому же склонны к внезапным изменениям. И понимание этого является, пожалуй, главным талантом Абрамовича, считает The Economist. В его бизнесе много общего с бизнесом ЮКОСа, но Роман Абрамович проводит время на шикарных яхтах, а Михаил Ходорковский - в камере СИЗО "Матросская Тишина".
"Контраст судеб может показаться ошеломляющим. Многие версии того, чем бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский обидел президента России Владимира Путина, применимы и к Абрамовичу. Говорят, что Ходорковский лез в политику. Абрамович - губернатор Чукотки. ЮКОС обвиняют в махинациях с налогами. "Сибнефть", которую контролирует Абрамович, применяет схемы "оптимизации" налогов весьма эффективно. Подобно Ходорковскому, Абрамович был в числе первых российских боссов, отказавшихся от непрозрачных методов в пользу лучшего, и в конечном счете более выгодного, корпоративного управления", - отмечает еженедельник The Economist, статью которого публикует Inopressa.
Последствия же для двух богачей диаметрально противоположны. Налоговые претензии разрушили ЮКОС, тогда как "Сибнефть" тихо и полюбовно урегулировала значительно меньшие претензии. И в то время как Ходорковский, приговоренный к девяти годам, сидит в камере с 10 другими заключенными, Абрамович, ставший теперь самым богатым человеком России, в выходные будет смотреть, как его любимая игрушка, футбольный клуб "Челси", начнет отстаивать титул чемпиона премьер-лиги.
Говорят, что он, вместе с одним из первых олигархов, Борисом Березовским, помогал сделать Путина преемником Бориса Ельцина. Но Абрамович разобрался в Путине лучше, чем его партнер, делает вывод британский еженедельник. Один из партнеров Ходорковского, Леонид Невзлин, утверждает, что Абрамович, прекративший слияние "Сибнефти" с ЮКОСом после ареста Ходорковского, стоит и за делом ЮКОСа.
В отличие от павших магнатов, Абрамович не скупится, когда речь идет о правительстве Путина. Он пообещал финансировать строительство нового футбольного стадиона. Он отдал Кремлю свою долю в телеканале, приобретенном у Березовского. Это стало доказательством того, что он не политический бузотер. Несмотря на роскошную жизнь, в политике Абрамович всегда держался незаметно. В то время как у других, пусть с опозданием, обнаружились политические принципы, у Абрамовича проснулся интерес к недвижимости, и в последнее врем он постепенно выводит бизнес из России, указывает The Economist.
Абрамович наезжает в свою вотчину реже, чем раньше, и похоже, готов уйти в декабре, когда истечет срок его губернаторства. Помимо Чукотки, он избавляется от своих российских активов, включая крупные пакеты акций "Аэрофлота" и алюминиевой компании "Русал". Весьма вероятно, что "правила" начнут меняться перед президентскими выборами 2008 года: общественное брожение или экономический спад могут толкнуть Путина на популистские меры, направленные против олигархов.
Абрамович не принадлежит к доминирующим в Кремле группировкам выходцев из Петербурга или бывших сотрудников КГБ. Он осколок эпохи Ельцина (в которую его прозвали "кошельком") и вследствие этого уязвим. Его сторонники утверждают, что он уходит не из России, а из бизнеса вообще, чтобы уделять больше времени футбольной команде.
Последним актом может стать продажа 72% акций "Сибнефти". Поскольку роль иностранных фирм в российском энергетическом секторе теперь ограничена, остается один вероятный покупатель: контролируемый государством газовый гигант "Газпром". В июле Путин заявил, что знает о переговорах "Газпрома" с "Сибнефтью". Если сделка состоится, экстравагантный, но застенчивый Абрамович расстанется с Россией весьма противоречивым образом - помогая правительству восстановить контроль над энергетическими ресурсами, сомнительная приватизация которых сделала его и других миллиардерами.