В июле и сентябре Республика Кипр внесла поправки в законодательство, разрешив местным чиновникам предоставлять иностранным налоговикам любые сведения о своих компаниях, в том числе ликвидированных. Санкцию на разглашение информации будет выдавать генпрокурор страны, пишут в среду "Ведомости".
Обмен информацией предусмотрен соглашением об избежании двойного налогообложения между Россией и Кипром от 1998 года. Но этот пункт не действовал - кипрское законодательство это запрещало, и с января 2008 года Минфин РФ включил Кипр в список офшоров. Из-за этого не действуют налоговые льготы по дивидендам (от налога освобождаются дивиденды, если материнская компания не менее года владеет 50%-ным пакетом "дочки", купленным более чем за 500 млн рублей), выплачиваемым на Кипр.
По сравнению с прошлым годом информация кипрскими коллегами предоставляется все чаще, признает директор департамента Минфина Илья Трунин. Но Минфин не торопится исключать Кипр из списка офшоров. "Прежде практика взаимодействия российских и кипрских налоговых органов должна стать устойчивой", - объясняет Трунин.
Кипр часто использовался как прослойка между российским активом и зарубежной холдинговой компанией, говорит партнер "Центра юридического сопровождения бизнеса" Александр Захаров. Но из-за того, что остров оказался в минфиновском списке офшоров, структуру сделок приходится менять, объясняет он: дивиденды часто переводятся не через Кипр, а через страны, которых нет в этом перечне. НЛМК инвестировал в созданное СП с Duferco через нидерландскую NLMK B. V., говорит представитель Антон Базулев: исключение Кипра из списка офшоров расширит возможности по инвестированию, "хотя о конкретных планах речи не идет".
Из-за включения Кипра в список офшоров многие страны действительно стали более привлекательны для регистрации дочерних компаний, считает партнер Deloitte Владимир Гидирим. Например, если российская компания получает дивиденды от голландской "дочки", то платить налоги ей не придется, объясняет он, ведь Нидерланды не находятся в списке офшоров, а получение дивидендов там не облагается налогом (но при выплате дивидендов в Нидерландах нужно будет заплатить налог в 5%).
А вот если бы дивиденды получила кипрская "дочка", а затем перечислила их в Россию, то в нашей стране пришлось бы заплатить налог в 9%, замечает он. Не входи Кипр в список Минфина, создавать "дочки" на острове интереснее, чем в Нидерландах, отмечает Гидирим: там действует нулевая ставка как на получение, так и на выплату дивидендов.
Стоит отметить, что Кипр является одной из основных стран, через которую осуществляется реинвестирование средств в российские активы, ранее выведенные из страны: объем накопленных инвестиций, поступивших в Россию с Кипра и через Кипр, по данным на июль 2008 года, превышал 40 млрд долларов.
Эксперты "Коммерсанта" ранее отмечали, что для подавляющей части российского бизнеса переговоры России об исключении Кипра из списка офшоров принципиального значения иметь не будут.