С тех пор как 69-летний Лужков объявил, что в 2007 году он оставит пост мэра Москвы, стало ясно, что заканчивается целая эпоха, и крепость под названием Москва уже не кажется столь неприступной. Хотя, возможно, Лужков уйдет не совсем: на городских выборах 4 декабря он хочет обеспечить себе большинство, которое и будет решать вопрос о его преемнике. Но все же его власть уменьшится, констатирует немецкая Die Welt, статью которой публикует InoPressa.
Многочисленные олигархи хотят воспользоваться смутным временем – и заняться перераспределением, какого не было с 90-х годов. Речь идет о миллиардах. Список алчущих читается словно российский справочник делового мира "Кто есть кто": алюминиевый король Олег Дерипаска (5,8 млрд долларов), нефтяной магнат Виктор Вексельберг (6,1 млрд), стальной магнат Владимир Лисин (7 млрд), металлургический король Владимир Потанин (4,7 млрд) и банкир Александр Лебедев (1,6 млрд) требуют ухода старой московской элиты – читай, городских чиновников.
Алюминиевый магнат Олег Дерипаска осмелился проникнуть в святая святых. Он приобрел строительный холдинг "Развитие" и тем самым, считает вице-мэр Ресин, – контроль над третьей частью московского строительного рынка. Мультимиллиардер Виктор Вексельберг, как утверждают эксперты, со своей компанией недвижимости "Ренова" тоже стремится в Москву. "Распродажа "Интеко" и громкие покупки строительных компаний могут оказаться первыми шагами бизнес-стратегии по захвату корпорации под названием "Москва", – комментирует журнал "Профиль" борьбу за власть. Раньше большой финансовый мир и промышленные холдинги не имели никакого шанса обосноваться в Москве. Теперь они пользуются удачным моментом.
"Москва сегодня – это таинственный концерн, который защищен от своих граждан, от законных собственников, и фактически принадлежит чиновникам. Этот концерн нужно сделать прозрачным. Москвичи должны стать акционерами этого общества и собственниками его доходов", – требует Александр Лебедев. Лебедев – финансист, оппозиционный кандидат, противостоявший Лужкову на последних выборах мэра. Бывший сотрудник спецслужб считается человеком, дружественным Кремлю.
Незваные гости прибывают со своими сырьевыми долларами и полагаются на поддержку на самом верху: президент России Владимир Путин хочет распространить свое влияние и на Москву. Сейчас большая часть экономики города - хитросплетение фирм и связей, бизнесменов и городских чиновников. В центре этой вселенной находится мэрия. Журнал "Профиль" оценивает годовой оборот этого "могущественного финансового и промышленного холдинга" "не меньше чем в 105 млрд долларов". Темпы его роста в течение последних пяти лет – 10% ежегодно.
На душе у инвесторов не так светло, как у городского главы, отмечает Die Welt. Консалтинговая компания Cushman & Wakefield Healey & Baker опубликовала доклад "Мониторинг европейских городов" за 2005 год. В нем Москва в рейтинге европейских городов, наиболее благоприятных для предпринимательской деятельности, занимает 28-е место из 30. По сравнению с прошлым годом Москва даже сдвинулась на одно место вниз. "Я боюсь, что эта оценка справедлива. Российская бюрократия – это целое явление, и здесь оно особенно ощутимо. Оно является основной причиной столь низкого места Москвы", – говорит финский бизнесмен Сеппо Ремес, который уже десять лет работает в Москве.
Примеров тому - очень много.
Лужков и монорельсовая дорога
В 200 млн евро обошелся отрезок монорельсового пути длиной 4,7 км, соединяющий два богом забытых пункта на севере Москвы. Дотация на каждый проданный билет до сих пор составляет 1665 евро.
В русском издании журнала Forbes монорельсовая дорога в Москве была названа "одним из самых дорогих видов транспорта в мире". В патенте под номером RU 2180295 "Монорельсовая транспортная система" расхваливается как "экономически целесообразная для освоения пассажирских перевозок в условиях города". Держатель патента – мэр Москвы Юрий Лужков.
Город как совладелец
Москва в своем официальном бюджете на 2006 году предусмотрела доходы в размере 460 млрд рублей. Расходы составят 474 млрд рублей. Однако это еще не все: город прямо и косвенно является совладельцем сотен предприятий. Ему, в частности, принадлежат доли в аэропорте Внуково, в Московском нефтеперегонном заводе, Банке Москвы, в "Московской телекоммуникационной корпорации", электрическом концерне "Мосэнерго", автозаводе ЗИЛ, Московском шинном заводе и косметической фабрике "Свобода".
Американский концерн McDonald's стремился сделать город своим совладельцем, и только таким образом можно объяснить быстрое развитие в Москве сети его ресторанов быстрого питания, утверждает Die Welt. Турецкий строительный гигант Enka тоже работает рука об руку с городом. Городское правительство обыкновенно имеет свою долю в многочисленных строительных проектах. Например, тот, кто строит в Москве жилой дом, обычно передает городу 35-40% квартир.
Формула успеха по-московски
Без городской администрации коммерческий успех в Москве практически невозможен. "Москву трудно сравнивать с другими крупными европейскими городами. В Москве сконцентрированы власть и деньги. Административные барьеры крайне высоки. Но для тех, кто близок к власти, бизнес может быть вполне комфортным", – говорит профессор экономики Евгений Ясин. Однако в Москве все время приходится быть начеку. "Вы всегда будете ощущать угрозу, в том числе и политическую". Здесь Ясин имеет в виду то, что для тех собственников, кто попал в опалу, все может поменяться за одну ночь.
Шведскому мебельному концерну IКЕА до сих пор не удается ступить на московскую землю. "Город хочет получить пакет акций, он хочет иметь своего представителя в руководстве и обеспечить себе доступ к финансовым потокам. Все это противоречит политике нашей фирмы", – говорит менеджер IКЕА, работающий в Москве. До сих пор IКЕА строила свои мебельные центры за пределами Москвы. Правда, Лужков уже дал понять, что готов вести переговоры.
Ни один инвестор не минует мэрию. Хотя бы потому, что земля находится в городской собственности. Вообще-то земельная реформа превратила по всей России землю в товар. И обошла она только Москву. "Земля в Москве купле-продаже не подлежит, ее можно только взять в аренду на 49 лет. До недавнего времени город распределял земельные участки без конкурса. Четыре-пять строительных концернов, которые возводят большую часть домов в Москве, являются квазимонополистами. Следствие: цены на недвижимость с 2003 года удвоились", - констатирует Die Welt.
Большие деньги на недвижимости и телекоммуникациях зарабатывает неформальная корпорация "Москва". Эти две отрасли настолько же прибыльны, как торговля нефтью и газом. Здесь на передний план выходят родственники и друзья мэра.
Самый показательный пример - "Интеко", 99% которого принадлежит Елене Батуриной, супруге мэра. "Интеко" производит пластмассовые изделия, вкладывает средства в сельскохозяйственные проекты и зарабатывает большие деньги на московской недвижимости. Последним объектом, проданным Батуриной за 800 млн долларов, были ее цементные заводы, также она распрощалась с одним из самых крупных российских комбинатов, занимавшимся жилищным строительством. В будущем она собирается специализироваться на строительстве элитных офисных зданий. Распродажа Батуриной своих активов стала причиной слухов, будто корпорация "Москва", в которую, в частности, входит "Интеко", удаляется от активных дел и спасает имущество на случай возможной смены власти.
Правило правой руки
Москва долгое время считалась запретной зоной для предпринимателей, которые не подчиняются лужковским правилам игры. Главное из этих правил – последнее слово остается за мэром. Лужков полагается на своих заместителей, таких, как Владимир Ресин, курирующий строительство, Юрий Росляк, ответственный за городские инвестиции в области недвижимости, и Иосиф Орджоникидзе, занимающийся привлечением в город иностранных инвестиций. Каждый из этих чиновников управляет многомиллиардным состоянием. И никто из них не разъезжает без личной охраны.
Насколько Москва коррумпирована? Если поговорить с мелкими предпринимателями, с глазу на глаз, почти каждый скажет, что ему пришлось заплатить взятку, чтобы открыть свое предприятие. И стоит только делу пойти на лад, тут же появляются пожарные, сотрудники СЭС и милиции, чтобы проследить за порядком. Эта всеобъемлющая услуга называется государственным вымогательством денег под видом защиты бизнеса.
Последняя часть пазла
То, что речь для кремлевской команды идет о всеобщем благе, можно подвергнуть сомнению. Пожалуй, она скорее хочет добавить последний кусочек к российскому пазлу. После того как был установлен контроль над газовым концерном "Газпром", значительной частью нефтяной промышленности и сырьевого сектора, а также над Санкт-Петербургом, ей не хватает лишь строптивой Москвы, делает вывод Die Welt.
Лужков все понял. Он приводит в порядок свои дела. На 90 гектарах вдоль Москвы-реки растет "Москва-Сити", огромный коммерческий центр с 15 небоскребами и инвестициями в размере 12 млрд долларов. "Москва-Сити" – это предложение Кремлю о примирении, считает немецкая газета. Средства на его строительство дают друзья Лужкова, как и концерны из родного Путину Санкт-Петербурга, а также близкие к Кремлю олигархи вроде Владимира Потанина и Владимира Лисина. В московское небо на высоту в 340 метров вознесется самое высокое здание "Москва-Сити". Оно будет называться "Федерация".