Американская международная исследовательская организация Global Financial Integrity, которая отслеживает перемещения по миру нелегальных денежных средств, представила доклад, посвященный России. Исследование под названием "Россия: нелегальные финансовые потоки и роль теневой экономики" анализирует размеры нелегальных финансовых потоков в 1994-2011 годы, а также их влияние на российскую государственную политику.
По оценкам доклада, объем теневой экономики в России, которая включает в себя контрабанду наркотиков, торговлю оружием и людьми, составил 46% от ВВП за период исследования - 18 лет.
По данным отчета, из России нелегально вывезено самое меньшее 211,5 млрд долларов, тогда как приток нелегального капитала составил 552,9 млрд. Общий объем нелегальных финансовых потоков (приток и отток) составил 764,3 млрд долларов.
Основным способом нелегального вывода денег из России авторы доклада считают использование учрежденных российскими коммерческими структурами дочерних компаний в Европе и ряде офшорных зон, которые выводят деньги из страны под видом экспортно-импортных операций.
В последние годы на первое место и среди получателей, и среди источников российских прямых иностранных инвестиций вышел Кипр. "Россия уже долгое время использует республику в качестве "прачечной" по отмыванию незаконных средств", - заявил исполнительный директор GFI Раймонд Бейкер.
Кипр играет значительную роль в отмывании незаконного капитала из России, подтвердив подозрения европейских чиновников, взвешивавших вопрос о предоставлении финансовой помощи Кипру", - отмечает The Wall Street Journal.
Общая сумма размещенных в банках страны финансовых средств оценивается немецкой разведкой в 28 млрд евро, и это притом, что ВВП островного государства не превышает 18 млрд, сообщала ранее InoPressa.ru.
Тем не менее Кипр является крупнейшим источником прямых иностранных инвестиций в Россию в период 2009-2011 годов. Так, по данным МВФ, в 2011 году размер инвестиций из Кипра в Россию составил 128 млрд долларов.
Кроме того, сотни российских корпораций создали свои собственные "карманные банки" для управления финансовой документацией и обеспечения крупных денежных трансфертов.
Как считает Раймонд Бейкер, "когда вы управляете экспортирующей стороной, импортирующей стороной, а ваш собственный банк проводит такие сделки, вам может очень многое сойти с рук. То, что мы наблюдаем, - следствие плохого государственного управления".
"Государство потеряло сотни миллиардов долларов, которые можно было бы использовать для инвестиций в здравоохранение, образование и инфраструктуру. В то же время, более половины триллиона долларов незаконно перетекли в российскую теневую экономику, разжигая тем самым преступность и коррупцию", - говорит глава GFI.
Столь значительные объемы нелегального денежного оборота, отмеченные за 18 лет наблюдения, вызывают серьезные вопросы о экономической и политической стабильности в стране, которая председательствует в глобальном форуме G20. До тех пор, пока российские власти не сократят влияние теневой экономики, Россия будет продолжать страдать от экономического, политического и репутационного ущерба, утверждается в докладе GFI.
Доклад дает некоторые рекомендации России по поводу того, как сократить незаконные финансовые потоки: увеличить таможенный контроль, уделять особое внимание транзакциям, связанным с офшорными зонами, и требовать, чтобы все банки знали реальных владельцев счетов.
Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин поделился с "Коммерсантом FM" соображениями о том, насколько цифры, приведенные GFI, правдоподобны: "Я с большой осторожностью отношусь к оценкам российской реальности, которые делаются иностранными экспертами, да еще и, скажем так, малоизвестными. Вместе с тем, данная оценка представляется вполне правдоподобной.
В начале 1990-х годов, когда экономика была попроще и можно было посчитать, оценка теневой сферы составляла 44%. Сейчас экономика существенно усложнилась. Считать ее стало сложнее. Но учитывая масштабы коррупции, масштабы уклонения от налогов, этот показатель вполне правдоподобен. Я бы даже считал его оптимистичным", - говорит Делягин.
"Посудите сами, - продолжает он. - Расходы на сочинскую олимпиаду за пять лет выросли в четыре раза, достигли 1,4 трлн руб., почти 1,5 трлн руб. Расходы едва ли не превысили все, что потрачено на все прошлые олимпиады. Понятно, что там достаточно существенна коррупционная составляющая. Понятно, что значительная часть этих расходов должна учитываться как теневая экономика. И даже господин Медведев признавал, что норма воровства в федеральном бюджете составляет около 20% по госзаказам".