Московский арбитражный суд в пятницу удовлетворил один из исков "Юганскнефтегаза", находящегося под контролем государственной нефтяной компании "Роснефть", к своей бывшей материнской компании ЮКОС. Суд постановил взыскать с ЮКОСа 62,4 млрд рублей за поставленную "Юганском", но неоплаченную нефть. После новостей об очередном решении суда, принятом не в пользу ЮКОСа, акции опальной нефтяной компании упали еще на 10%. На ММВБ за акцию ЮКОСа в пятницу днем дают 14,6 рубля.
Cогласно заявлению "Юганска", 18 июня 2004 года между ним и ЮКОСом был заключен договор комиссии. В соответствии с договором, ЮКОС обязался по поручению "Юганскнефтегаза" за вознаграждение от своего имени и за счет "Юганскнефтегаза" совершить действия по реализации в 2004-2005 годах на внешнем рынке товарной сырой нефти с оплатой в свободно конвертируемой валюте.
31 декабря 2004 года, вскоре после того как "Юганск" перешел под контроль "Роснефти", компании сверили задолженность, и оказалось, что ЮКОС остался должен "Юганскнефтегазу" за минусом возмещаемых затрат и комиссионного вознаграждения 62 млрд 359 млн 504 тыс. 905 рублей 92 копейки.
По словам представителя ответчика, ЮКОС не отрицает сам факт заключения договора и отгрузку нефтепродуктов "Юганскнефтегазом", сообщает ИТАР-ТАСС. Однако с лета 2004 года в отношении ЮКОСа было возбуждено исполнительное производство о взыскании налоговой задолженности, и денежные средства, которые ЮКОС получал от реализации нефти на экспорт, списывались службой судебных приставов-исполнителей, несмотря на то, что эти денежные средства не являлись собственностью компании, а принадлежали "Юганскнефтегазу". По мнению ЮКОСа, взыскание денежных средств службой судебных приставов производилось с нарушением закона об исполнительном производстве, и только поэтому "Юганск" не получил свои деньги.
В соответствии с законом данное решение может быть обжаловано в Девятом арбитражном апелляционном суде, указывает "Интерфакс".
Это не единственный и далеко не самый масштабный иск "Юганска" к своей бывшей материнской компании. Новый собственник "Юганска" - "Роснефть" оценила в 304 млрд рублей ущерб, который нанес своей бывшей "дочке" ЮКОС в 1999-2003 годах, покупая у нее нефть по заниженным ценам. "Роснефть" в двух исках требует с ЮКОСа не только выставленные ФНС "Юганску" налоговые претензии на 5,1 млрд долларов, но еще и недополученную выручку - почти 6 млрд.
"Налоговая задолженность "Юганскнефтегаза" возникла в результате управленческой политики ЮКОСа, и этот ущерб должен быть компенсирован", - заявлял в марте "Ведомостям" представитель "Роснефти". Госкомпания считает, что ЮКОСом была "незаконно и недобросовестно создана схема уклонения от уплаты налогов". По мнению истца, она состояла в том, что ЮКОС выводил основную часть прибыли от добычи и продажи нефти на "подставные компании", зарегистрированные во внутренних офшорах, а также использовал "трансфертные цены".
Но и это еще не все, что "Роснефть" хочет получить с ЮКОСа. Приступив к управлению "Юганскнефтегазом", госкомпания обнаружила, что тот не владеет инфраструктурой своих месторождений. Имущество Мамонтовского и Майского месторождений оказалось у компаний, не входящих в структуру "Юганскнефтегаза". В начале марта "Роснефть" подала иск в московский арбитраж, требуя вернуть это имущество в "Юганскнефтегаз". На этих месторождениях добывается около 9 млн тонн нефти.
Инфраструктура еще в 1997-1998 годах была выведена в четыре "дочки" "Юганскнефтегаза" - "ЮКОС-Мамонтово", "ЮКОС-Майское", "ЮКОС-Правдинск" и "ЮКОС-Приобье". Сумма уставного капитала всех этих компаний - 9,95 млрд рублей. С 2003 года все это имущество находится в собственности компании "ЮКОС-Мамонтово", на 100% принадлежащей ЮКОСу.
"Роснефть" считает, что ЮКОС через систему подконтрольных ему организаций "организовал не что иное, как безвозмездную передачу самому себе основных производственных фондов "Юганскнефтегаза". "Имела место запрещенная в отношениях между коммерческими организациями сделка - дарение", - считает "Роснефть" в иске и требует вернуть "Юганскнефтегазу" акции "ЮКОС-Мамонтово".
Если госкомпания победит по налоговым искам, она станет крупным кредитором ЮКОСа и сможет претендовать на его имущество, считают юристы.