Федеральному агентству по труду Германии не хватает 55 млрд евро, чтобы обеспечить реализацию запланированных на период до 2013 года программ и мероприятий. Более 16 млрд на обеспечение собственного существования недостает уже сейчас. А к концу лета, если ситуация резко не переломится, угроза нависнет над регулярными выплатами пособий по безработице, пишет "Русская Германия".
Этот достаточно скандальный сюжет – не результат глобального финансового кризиса, а логичное следствие государственного менеджмента. Главной причиной того, что Агентство совершенно открыто готовится к началу процедуры банкротства, стало изменение порядка его финансирования со стороны федерации: если все предыдущее годы свой 1% с налога на добавленную стоимость агентство получало ежемесячно, то в нынешнем, кризисном, причитающиеся 7,8 миллиарда евро решено выплатить разово – в декабре. А имеющиеся деньги обещают кончиться в августе. Ну, самое позднее, к началу октября. Именно тогда прекратятся выплаты пособий нынешним 4,6 млн. зарегистрированных на бирже труда, а также может закончить свое существование сама структура агентства.
При счастливом стечении обстоятельств положение могли бы спасти накопления агентства, о размерах которых всегда с особой радостью рапортуют политики. Последняя цифра была рекордной: в 2009 год оно вступило с плюсом в размере 16,7 миллиарда евро, полученном, как нетрудно предположить, из налоговых (избытков). Еще в феврале, как бы назло всяческим кризисам, финансовые ведомства страны рапортовали об успешном (налоговом периоде), принесшем федеральной казне существенный доход. Налоги в 2008-м собирали лучше, тщательнее, дотошнее - а 4,5% улова, согласно закону, отошли в распоряжение Агентства по труду. Позволив таким образом ныне работающим налогоплательщикам обеспечить существование ныне не работающих. Видимо, с перспективой поменяться с ними местами в неопределенном будущем.
Но накопления куда-то рассосались. То ли на финансирование программ по временной занятости (Kurzarbeit), то ли на погашение разницы в прибыли от страхования по безработице – обязательный взнос на это страхование (Arbeitslosenversicherung) был понижен в январе с 3,3 до 2,8% заработной платы. Результат, как это водится в высшем политическом менеджменте, был предсказуем, но при этом всех удивил.
В мае 2009 года Федеральное агентство по труду, ведущее отсчет своей современной истории с момента реформы Hartz IV в 2004-м, заявляет о подготовке к процедуре банкротства. Не утаивая от верховной власти, что денег на выплату пособий по безработице хватит едва ли до осени.
"Есть три варианта спасения Агентства, – заявил в своем обращении к правительству его президент Франк-Юрген Визе. – Снова повысить страховой взнос на безработицу – этого мы не хотим. Взять кредит у федерации – но на его погашение нам понадобится все так же увеличивать нагрузку на налогоплательщиков. Единственный реальный шанс – попросить федерацию перенять наши долги в размере 9 млрд евро сейчас и еще 15 млрд к октябрю".
Может быть, не такую сумму, но сколько-то денег правительству дать придется. Во-первых, для того, чтобы препятствовать оттоку клиентуры Агентства к не менее дорогостоящей кормушке социального ведомства. Во-вторых, чтобы предотвратить сползание в империю Хартца сотрудников самого Агентства и подотчетных ему местных центров по трудоустройству (JobCenter) – с банкротством головной организации они займут очереди за пособием рядом со своими вчерашними подопечными.
Эти святые люди не могли до сих пор похвастаться зарплатами, сравнимыми с топ-менеджерскими, но денно и нощно пеклись о судьбах временно провалившихся в звенья социальной сети. За какие-то скромные 52 тысячи евро годового дохода (это в среднем по стране, из расчета от 3570 до 4900 евро в месяц) они исправно вызывали на ковер педагогов, не желавших работать санитарами в домах престарелых, и писали письма о сокращении выплат "сердечникам", которым здоровье не позволяет начать в предпенсионном возрасте карьеру штукатура. И непонятно, на что эти люди растратили десяток миллиардов евро. "На конверты, наверное", - иронизирует "Русская Германия".