Латвийские официальные лица опасаются, что Россия под предлогом ремонта путей на два месяца прекратит транзит угля и удобрений через Рижский порт.
По оценке предправления порта Андриса Америкса, от перевалки угля Латвия получает около 10 евро с тонны, прекращение транзита выразится в убытке в 130-140 млн евро.
В Латвии не исключают, что угроза прекращения транзита - реакция на арест близкого к ОАО РЖД председателя правления госпредприятия "Латвийская железная дорога" Угиса Магониса. Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК) начало уголовный процесс в отношении Магониса за взяточничество в крупном размере, сообщило ранее агентство Baltnews.
Его подозревают в получении взятки в размере полумиллиона евро в связи с недавней закупкой "дочкой" ЛЖД, компанией Latvijas Dzelzcels RSS, четырех старых дизельных локомотивов у компании Skinest, принадлежащей эстонскому миллионеру Олегу Осиновскому.
Магониса попытались задержать на эстонско-латвийской границе, когда он возвращался из Эстонии, но он при задержании попытался уйти от преследования. Попытка бегства закончилась через несколько километров, в месте, где на дороге ведутся ремонтные работы.
Отношения России с соседними странами также богаты примерами длительных ремонтов инфраструктуры, сопровождавших коммерческие или политические конфликты, пишет "Коммерсант".
Сейчас в российской монополии говорят, что грузы в Латвию идут нормально и масштабных ремонтов не предвидится, но железнодорожные операторы уже готовятся к проблемам.
Основной объем российских грузов на Латвию в июле шел через ФГК (около трети), "Уралхимтранс", "УВЗ-Логистик", Первую грузовую компанию (ПГК), "Новотранс" и "Балттранссервис", говорит источник издания, знакомый с ситуацией.
Источники газеты в отрасли либо ожидают со дня на день закрытия грузооборота, либо уверяют, что уже начались проблемы. Так, говорит один из них, в ряде случаев прекратилась "заадресация" вагонов (принятие заявки на отправку вагона на определенную станцию), закрыт въезд на припортовую станцию, вагоны скапливаются на станциях в Латвии. Другой собеседник издания говорит, что запрета только ждут.