Если рухнет евро, рухнет Европа. Высказывая такое предостережение, канцлер Германии Меркель напоминает о финансово-политической взаимозависимости стран еврозоны, пишет немецкая газета Frankfurter Allgemeine.
Процесс интеграции Европы начался задолго до введения евро, европейский внутренний рынок открыт для всех стран ЕС. Но даже если исходить из того, что ЕС будет упразднен, то возникает вопрос: стоит ли спасать евро, отказываясь в период кризиса от двух важнейших принципов Европейского валютного союза.
Первый из них заключался в том, что каждая страна сама несет ответственность за собственные финансы. В результате решения оказать Греции срочную помощь этот принцип перестал действовать, пишет издание.
Второй принцип нарушил Европейский центральный банк, утративший свою независимость от финансовой политики и согласившийся скупать (причем по любой цене) государственные облигации южноевропейских стран. Это, конечно, порадовало банки, которые тут же избавились от сомнительных долговых обязательств.
Нарушить табу решили руководители стран ЕС, а совет управляющих Европейского центрального банка одобрил это решение. При этом оказались подорванными независимость банка и доверие к нему. Не важно, чьи облигации скупает Европейский центральный банк. Финансируя дефициты госбюджетов тех или иных стран, он превращается в финансово-политический институт на службе у политики.
Как показывает история, это всегда было началом конца любого валютного союза.