В РФ продолжается расследование о загрязнении нефти в нефтепроводе "Дружба" хлорорганическими соединениями. По версии следствия, загрязнение нефти произошло на частном узле слива нефти в Самарской области в результате попытки скрыть хищение нефти.
Один из обвиняемых по этому делу, бизнесмен Роман Трушев, который сейчас находится в Германии, заявил "Коммерсанту", что давно не владеет этим узлом, а власти просто нашли "козлов отпущения".
Трушев рассказал, что купил владевшую терминалом компанию "Самаратранснефть-терминал" в 2010 году и за несколько лет увеличил перевалку с 10 тысяч тонн до 40-45 тысяч тонн нефти в месяц. Однако в декабре прошлого года он продал группу компаний "Петронефть", в которую входила и "Самаратранснефть-терминал", трем юридическим лицам, аффилированным с "Абсолют-банком".
Тогда же "Абсолют-банк" сменил правление в "Петронефти" и в дочерних структурах. "В конце апреля премьер дал указание за неделю найти виновных, и вот, объявили врагов народа - вот маленький терминал, который смог 5 млн тонн нефти хлорорганикой забить", - заявил Трушев.
По его словам, суточные паспорта качества нефти с 1 до 25 апреля не показывали превышения уровня хлорорганики, и это превышение было обнаружено лишь в суточных арбитражных пробах.
"Можно было туда впрыснуть что угодно, так как непонятно, как это проверялось. Но даже если на эти данные опираться, то превышение хлорорганики было незначительным", - заявил Трушев, добавив, что хлорорганику используют все компании с истощенными месторождениями. "По моей информации, большое содержание хлорорганики в апреле было у "Татнефти", но этот факт не проверяется следственными органами, у них такая задача не стоит", - сказал бизнесмен.
Трушев также отрицает данные следствия, согласно которым хлорорганикой были заражены восемь резервуаров парка "Лопатино": по его словам, нефть с проблемного терминала поступала только в один резервуар. Кроме того, по словам Трушева, параметры качества нефти проверяются на всем участке нефтепровода до Белоруссии, а также на приемо-сдаточном пункте: это делается вместе с представителями "Транснефти".
По его мнению, "Транснефть" за все это время не брала ни одного анализа на хлорорганику, а лаборанты не обратили внимание на едкий запах нефти, смешанной с хлором.
"Скорее всего, ситуация была такова: в арбитражных пробах специально нашли завышенное содержание хлорорганики, чтобы тут же возбудить дело против работников "Нефтеперевалки". Дело-то возбудили по ст. 215 (порча, незаконная врезка и так далее). Но чтобы действительно все утяжелить, тут же "рисуют" новую ст. 158 о краже, да еще и группой при моем предводительстве", - заявил Трушев. По его словам, в постановлении о возбуждении дела указана кража нефти у "Транснефть-Дружбы", хотя нефть оттуда просто не могла поступить на проблемный узел.
"Мы хотим, чтобы пошло объективное расследование, чтобы обязательно проверили терминал "Транснефть-Дружбы", чтобы опросили операторов, лаборантов и других сотрудников", - добавил бизнесмен, заявив, что сейчас находится в Германии, куда уехал еще 25 апреля. "В ближайшие дни все взвешу и приму решение, возвращаться ли в РФ", - заключил он.
В самой "Татнефти" заявили, что компания "никогда ни для каких целей не использовала и не использует хлорорганику, в том числе и для нефтеотдачи". По словам представителя "Татнефти", которые приводит ТАСС, никаких отклонений от норм при сдаче нефти зафиксировано не было. Кроме того, "Татнефть" не поставляет нефть непосредственно в нефтепровод "Дружба", а сдает ее в систему "Транснефти".
"Качество нефти в химико-аналитической лаборатории определяется в присутствии принимающей стороны и подтверждается подписями сторон (в данном случае, "Транснефть" и "Татнефть" соответственно)", - заключил представитель компании.
Дело о загрязнении нефти
В середине апреля "Белнефтехим" обнаружил в российской экспортной смеси Urals, поступающей транзитом в участок магистрального нефтепровода ОАО "Гомельтранснефть Дружба", повышенное в десятки раз содержание хлорорганических соединений, обладающих повышенной коррозионной активностью.
Некачественная российская нефть привела к выходу из строя дорогостоящего оборудования на Мозырском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ). Второй белорусский НПЗ, "Нафтан", во избежание такого сценария был вынужден резко снизить переработку нефтяного сырья.
В связи с этим Белоруссия приостановила экспорт нефтепродуктов на Украину, в Польшу и страны Балтии. Кроме того, заместитель генерального директора по коммерческим вопросам Белорусской нефтяной компании Сергей Гриб сообщил, что Белоруссия рассчитывает до конца года начать импорт нефти, альтернативной российской нефти, через порты стран Балтии или Украины. Конкретный маршрут будет зависеть от условий сопредельных стран по перевалке и транспортировке.
Российское ПАО "Транснефть" выяснило, что источник загрязнения нефти находится на участке нефтепровода Самара - Унеча. Транзит "грязной" российской нефти по нефтепроводу остановили и в Польше, после чего о временной остановке транзита российской нефти заявили на Украине, в Словакии и Германии. Вице-премьер Дмитрий Козак призвал не политизировать проблему, заявив, что она носит технический характер.
2 мая в Белоруссию стало поступать качественное сырье, однако ранее отмечалось, что даже после этого система будет работать в "функционально ограниченном режиме", а на полное ее восстановление потребуется не менее полугода.
Советник президента "Транснефти" Игорь Демин заявил, что нефть в трубопроводе могла быть загрязнена намеренно. По его словам, вброс хлорорганических соединений осуществлялся через узел учета, принадлежащий "Самаратранснефтьтерминалу". В самой компании утверждали, что продали узел, и пригрозили подать в суд на "Транснефть".
По делу арестованы четверо подозреваемых участников организованного преступного сообщества: генеральный директор ООО "Нефтеперевалка" Светлана Балабай, заместитель генерального директора ООО "Нефтеперевалка" Рустам Хуснутдинов, генеральный директор ООО "Петронефть Актив" Владимир Жоголев, заместитель директора ООО "Магистраль" Сергей Баландин. Еще двое объявлены в розыск.