Российская экономика готова противостоять новой волне кризиса, а правительство прорабатывает самые различные сценарии, в том числе со значительным падением цен на нефть, заявил в интервью ТАСС президент Владимир Путин.
"Мы думаем обо всех сценариях, в том числе и о так называемом катастрофическом снижении цен на энергоносители, что вполне возможно, мы допускаем это. И Минэкономики, Минфин, и правительство в целом просчитывают развитие экономики по каждому из этих сценариев", - сказал он. Полностью интервью опубликовано на сайте Кремля.
Во время кризисов глобальные экономические дисбалансы только усиливаются, и в первую очередь это негативным образом сказывается на развивающихся экономиках, считает Путин. Но у России за счет накопленных резервов положение чуть более выгодное, чем у других стран, такими резервами не располагающими, указал он.
- Стоимость нефти Brent опустилась ниже 77 долларов за баррель - Путин: "Роснефть" может получить поддержку из средств ФНБ - Путин рассказал о реакции на его валдайскую речь за рубежом
"Мы очень бережно относились к нашим резервам - и к золотовалютным резервам, и к резервам правительства. Они у нас достаточно большие, и это позволяет нам быть уверенными в том, что мы точно совершенно исполним все взятые на себя социальные обязательства и удержим все бюджетные процессы в рамках определенных и всю экономику", - заверил он.
Правительство готово распечатать накопленные резервы при ухудшении экономической конъюнктуры, но намерено вкладывать их только с экономической отдачей, а не просто на решение сиюминутных проблем, сообщил Путин.
Российские власти задолго до нынешнего снижения цен на нефть начали обсуждать возможность использования средств Фонда национального благосостояния в ключевых инфраструктурных проектах.
"Это и раньше планировали, а в условиях ухудшающейся конъюнктуры мы и будем это делать. Но это совсем не значит, что мы должны просто палить эти резервы бездумно, не ожидая адекватной экономической отдачи, а только для того, чтобы решить текущие дела. Так мы не делать будем", - заверил он.
Путин напомнил, что средства ФНБ планировалось направить на дополнительное кольцо вокруг Москвы, расшивку переездов через железнодорожные пути, строительство и расширение возможностей движения товаров на восток (Транссиб и БАМ), скоростное железнодорожное сообщение и развитие портовой, а также аэропортовой инфраструктуры. Подобные планы появились еще два года назад, напомнил он и не согласился с мнением, что разгонять российскую экономику деньгами из резервов необходимо уже сейчас. "Нет, я так не думаю", - сказал он, отвечая на соответствующий вопрос.
Мировая экономика и финансы исключительно зависимы друг от друга
Мировая экономика и финансы находятся сегодня в исключительной зависимости друг от друга, и "решать проблемы надо вместе", заявил также Путин накануне саммита "двадцатки".
Он привел в пример ситуацию, когда "партнеры ограничили доступ наших финансовых учреждений к международным финансовым рынкам". "Мы привлекаем капиталы с международных финансовых рынков, а наши финансовые учреждения финансируют наши компании, закупающие готовую продукцию в этих же развитых экономиках, поддерживая там и рабочие места, и социальную сферу, и рост экономики", - сказал он.
"Мы не будем этого делать, значит, там будут сбои, - подчеркнул он. - Это глубинные вещи, которые не лежат, может быть, с первого взгляда на поверхности". Он привел в пример "совместную работу с ФРГ - там обеспечивается 300 тысяч рабочих мест". "Ну не будет там заказов - значит, все. Да, они, наверное, на что-то переориентируются, но еще надо понять, на что. Не так просто", - считает Путин.
Именно поэтому, подчеркнул он, "нужно решать все эти задачи, сложности, которые возникают, - а их много - вместе".
Путин считает создание экономических блоков государств, противостоящих друг другу, неконструктивным и вредным для мировой экономики. Отвечая на вопрос, можно ли назвать формирование в рамках G20 баланса двух сил, включающих страны БРИКС и государства "Большой семерки", противостоянием блоков, Путин сказал: "Мне кажется, что было бы очень плохо, если бы опять начали создавать какие-то блоки". "Это очень неконструктивно, даже вредно для мировой экономики", - подчеркнул он.