Председатель Банка России Сергей Игнатьев написал президенту Дмитрию Медведеву письмо о криминальных явлениях в банковской сфере. С 2004 года к уголовной ответственности привлечены банкиры лишь шести из 97 банков, по которым ЦБ направлял в правоохранительные органы сведения о наличии в их деятельности криминала. Такое положение дел, как считают в ЦБ, формирует у недобросовестных банкиров "психологию дозволенного осуществления любых действий в корыстных целях", пишет в пятницу "РБК daily".
Изданию удалось получить от источника, близкого к администрации президента, копию письма председателя Банка России Сергея Игнатьева на имя Дмитрия Медведева. Документ озаглавлен "О криминальных явлениях в банковской сфере". Собеседник, близкий к администрации президента, считает, что факты, изложенные в этом письме, должны быть предметом публичного обсуждения и тем самым способствовать скорейшему наведению порядка в части правоприменительной практики, связанной с деятельностью недобросовестных банкиров.
Как указывается в письме, с 2004 года Банком России в правоохранительные органы были направлены сведения о наличии признаков уголовно наказуемых деяний в деятельности руководства и собственников 97 кредитных организаций. Однако информация, которой располагает ЦБ, свидетельствует о том, что "случаи привлечения виновных лиц к ответственности носят единичный характер".
"По результатам рассмотрения правоохранительными органами указанной информации возбуждено 33 уголовных дела, а к уголовной ответственности привлечены бывшие руководители шести кредитных организаций, - пишет Сергей Игнатьев. - Такое состояние в сфере правоприменения формирует у некоторых недобросовестных руководителей и владельцев отдельных банков психологию дозволенности осуществления любых действий, в том числе противоправных, в целях корыстного обогащения".
В письме приводятся факты "масштабных финансовых махинаций" нескольких банков, в частности "Международного промышленного банка", "Петрофф-банка" и банковской группы, связанной с Матвеем Уриным. Вот как, по данным ЦБ, распорядились кредитными средствами Банка России владельцы "Межпромбанка": 3,4 млрд рублей через дочерний банк были направлены на финансирование дивидендов Сергею Пугачеву (его семья контролирует "Межпромбанк"). Далее 713 млн долларов переведены клиентами банка, контролируемыми господином Пугачевым, в швейцарский банк на счет компании-нерезидента (одним из директоров этой компании является сын Пугачева). Еще 30 млн долларов - кредит нерезиденту под покупку самолета, возможно, в интересах Сергея Пугачева.
Затем глава ЦБ рассказывает про "Петрофф-банк", который предоставлял кредиты группе компаний "Бородино". К моменту отзыва лицензии задолженность группы составила 7,7 млрд рублей, включая приобретение банком активов "по завышенной стоимости на сумму 1,6 млрд рублей".
"Руководство обоих банков предприняло меры для того, чтобы в ходе конкурсного производства сделать невозможным взыскание активов в судебном порядке, - подчеркивает Игнатьев в своем письме на имя президента. - "Петрофф-банк" не передал временной администрации оригиналы правоустанавливающих документов на активы банка стоимостью 4,7 млрд руб., а предварительный анализ принятых от "Межпромбанка" документов показал: руководство банка передало документы с факсимильным воспроизведением подписей".
Банк России, как подчеркивается в письме, считает, что установление лиц, ответственных за нанесение ущерба кредиторам банков и системе страхования вкладов, важно не только с позиции защиты кредиторов, но и как элемент поддержания правопорядка.
Ранее помощник президента Аркадий Дворкович подтвердил изданию факт поручения Дмитрия Медведева силовикам по материалам, изложенным в письме на его имя от главы Банка России.
При этом источник газеты в Генпрокуратуре заявил, что сведения о наличии признаков уголовно наказуемых деяний в деятельности - это еще не доказательство совершения кем-либо преступления. В ходе прокурорской проверки или расследования далеко не все подозрительные операции банкиров удается квалифицировать как уголовно наказуемое деяние. "К тому же руководители и владельцы банков являются достаточно состоятельными людьми и могут позволить себе дорогих адвокатов", - подчеркнул источник.