Джордж Сорос, знаменитый американский спекулянт и филантроп, предложил Греции и Португалии покинуть Европейский союз и зону евро из-за их колоссальных долгов. "ЕС и евро пережили бы это", - заявил он в своей статье, опубликованной в газете The Financial Times.
МВФ и европейским правительствам не нужно тратить силы на финансовую помощь испытывающим долговые проблемы Греции и Португалии.
Решение по выходу из кризиса евро должно включать три главных составляющих: реформу и рекапитализацию банковской системы, создание режима единых облигаций еврозоны и механизма выхода стран из блока, пишет Сорос.
Во-первых, Сорос предлагает реформировать банковскую систему. Введение евро привело к строительному буму в таких странах, как Испания и Ирландия. Банки еврозоны имели одни из самых высоких в мире показателей долговой нагрузки, и они по-прежнему нуждаются в защите от партнерских рисков.
Первый шаг уже был предпринят, когда решили создать Европейский фонд финансовой стабильности для спасения банков. Теперь необходимо значительно повысить уровень собственного капитала банков, считает финансист.
Если их платежеспособность будет гарантировать специальное агентство, то оно же должно и осуществлять надзор. Мощная европейская структура могла бы положить конец замкнутой системе контактов между банками и регуляторами, в то же время не затрагивала бы суверенитет государств в такой степени, чтобы диктовать им бюджетную политику.
Во-вторых, верен Сорос, Европе необходимы облигации. Если странам с большим долгом приходится платить высокие рисковые надбавки, их долг становится неустойчивым. Решение очевидно: дефицитным странам нужно разрешить рефинансировать свой долг на тех же условиях, что и профицитным.
Это лучше всего достигается через механизм облигаций, которые гарантировались бы солидарно всеми странами-участницами. Предположительно, еврооблигации должны быть под контролем совета, в состав которого входят министры финансов еврозоны. Такой совет может быть фискальным эквивалентом ЕЦБ и европейским эквивалентом МВФ.
Предположительно, еврооблигации могут находиться под контролем министров финансов стран Еврозоны. Их совет будет представлять собой аналог Европейского центрального банка, или аналог Международного валютного фонда, но в рамках Европы. Дебаты возникнут вокруг распределения голосов в таком органе. В ЕЦБ каждая страна имеет по одному голосу, в МВФ количество голосов страны зависит от объема ее участия в капитале института. Какую из этих схем выбрать?
Поскольку участь Европы зависит от Германии, и поскольку облигации еврозоны будут создавать риск для ее кредитоспособности, любой компромисс должен быть под контролем Германии.
При этом Германии должна согласиться с правилами, которые способны также исполнять и остальные, например, позволить странам с высокой безработицей, таким как Испания, иметь бюджетный дефицит.
Сорос предлагает разработать упорядоченный механизм выхода из еврозоны для небольших стран вроде Греции, который не будет применим для крупных государств вроде Италии. До тех пор пока нет упорядоченного выхода, режим должен будет применять санкции.
Финансовые рынки могут не дать Европе передышку для введения новых правил. Под давлением рынка ЕС, возможно, придется пойти на временные меры, чтобы избежать катастрофы. Евросоюз мог бы разрешить ЕЦБ кредитовать правительства, которым перекрыт доступ к заемному рынку, до ввода режима еврооблигаций. Но только одно можно сказать наверняка: эти три проблемы должны быть решены, если евро хочет остаться жизнеспособной валютой.