Госдума в пятницу, 15 ноября, отклонила в первом чтении законопроект об установлении 40-процентной квоты для женщин в советах директоров российских акционерных обществ.
Инициатива, внесенная вице-спикером Госдумы Николаем Левичевым из фракции "Справедливая Россия", предусматривала внесение в ст.66 Федерального закона от 26 декабря 1995 N208-ФЗ "Об акционерных обществах" положения о том, что лица каждого пола не могут составлять менее 40% состава совета директоров (наблюдательного совета) акционерных обществ (АО).
Как напоминает ИТАР-ТАСС, правило должно было распространяться, во-первых, на АО с числом акционеров-владельцев голосующих акций более одной тысячи. Во-вторых, на АО, в которых более 25% голосующих акций принадлежит государству или муниципальному образованию, а также на их "дочек" и "внучек".
Против принятия законопроекта выступил комитет по вопросам собственности, который считает, что существующая процедура выдвижения кандидатов в члены совета директоров и порядок их избрания не позволит избрать состав совета директоров, удовлетворяющий устанавливаемым нормам. В результате это приведет к необходимости повторного выдвижения кандидатов и новых выборов, причем это может повторяться неоднократно.
Законопроект же не содержит каких-либо предложений по изменению процедуры выдвижения кандидатов в члены совета директоров АО и их избрания, обеспечивающих его формирование с учетом вводимых ограничений. В результате существует серьезный риск неизбрания нового состава совета директоров для значительного числа АО, что отрицательно скажется на их деятельности в целом.
Ранее, защищая законопроект, его автор депутат Левичев пояснял, что в ряде европейских стран уже действуют подобные нормы (например, в Норвегии, Франции, Испании, Италии, Нидерландах, Бельгии).
Депутат подчеркивает, что по данным европейских исследователей "смешанные" команды руководителей работают лучше, чем "однополые". В частности, показатель окупаемости инвестиций на 26% выше в тех компаниях, где в совете директоров присутствуют женщины.
По его мнению, принятие законопроекта должно было содействовать преодолению отрицательных гендерных последствий сложившейся практики формирования руководящих органов акционерных обществ. И позволил бы расширить возможности женщин как равных партнеров с мужчинами в управленческой и предпринимательской сферах деятельности.