В понедельник президент Белоруссии Александр Лукашенко приедет в Сочи к президенту России Владимиру Путину. Главные вопросы - перейдет ли Белоруссия на российский рубль с 1 января 2005 года, а также - по каким ценам страна будет получать с будущего года российский газ.
Накануне российский премьер Михаил Касьянов подписал распоряжение, вводящее для Белоруссии мировые цены на энергоносители.
В Белоруссии на прошлой неделе были арестованы акции нефтеперерабатывающего завода, принадлежащего "Славнефти", а также прекращен транзит российской нефти на экспорт. 11 сентября "Лукойлу", ЮКОСу, "Сибнефти" и "Славнефти" разосланы уведомления об ограничении транзита их экспортных поставок в дальнее зарубежье, сообщают "Ведомости".
Очевидно, встреча предстоит непростая. В субботу Лукашенко заявил, что "сегодня Россия продает нам лишь часть газа дешевле, чем другим. А говорят, что забросали нас бесплатным газом. Такого нет, и никогда не будет". Однако будет ли он так же тверд, встретившись с глазу на глаз с Владимиром Путиным, станет ясно уже сегодня, пишет "Коммерсант".
По словам белорусского президента, в случае ужесточения российской газовой политики его страну не ждет ничего страшного: потери составят не более 120 млн долл. в год. Однако он явно лукавит в предвыборных целях. По расчетам независимых белорусских аналитиков, потери экономики Белоруссии могут достигнуть 700 млн долл. уже в 2004 году.
Таких денег в белорусском бюджете, да и во всей республиканской экономике, нет. Таким образом, Владимир Путин может сегодня без особого труда предъявить Александру Лукашенко ультиматум: либо он немедленно возобновляет переговоры с "Газпромом" о создании вместе с "Белтрансгазом" СП по эксплуатации белорусских газовых сетей, а также перестанет затягивать достижение договоренностей с российским Минфином и ЦБ о введении 1 января 2005 года российского рубля в Белоруссии как единственного законного платежного средства, либо его режиму объявят энергетическую блокаду.
Если Лукашенко согласится на газовые и валютные условия Москвы, то лишится контроля над важнейшими отраслями своей экономики и тем самым значительной доли политической власти. Если нет - резкий скачок цен на энергоносители рано или поздно дестабилизирует его режим, считает "Коммерсант".