История российского бизнесмена Сергея Полонского, оказавшегося после многомесячных злоключений в Израиле и решившего не возвращаться в Россию, дала повод русскому Forbes вспомнить о других известных предпринимателях, покинувших Россию
Russian Look
История российского бизнесмена Сергея Полонского, оказавшегося после многомесячных злоключений в Израиле и решившего не возвращаться в Россию, дала повод русскому Forbes вспомнить о других известных предпринимателях, покинувших Россию
 
 
 
История российского бизнесмена Сергея Полонского, оказавшегося после многомесячных злоключений в Израиле и решившего не возвращаться в Россию, дала повод русскому Forbes вспомнить о других известных предпринимателях, покинувших Россию
Russian Look

История российского бизнесмена Сергея Полонского, оказавшегося после многомесячных злоключений в Израиле и решившего не возвращаться в Россию, дала повод русскому Forbes вспомнить о других известных предпринимателях, покинувших Россию из-за давления правоохранительных органов, конфликтов с руководством страны и по другим не зависящим от них причинам.

Некоторым из них в конце концов удалось вернуться, другие нашли себя на новом месте, а некоторых - Бориса Березовского и Бадри Патаркацишвили - уже нет в живых.

Первым в составленной по хронологическому принципу фотогалерее "Из России не по любви: 14 предпринимателей, которым пришлось эмигрировать" представлен Владимир Гусинский, до отъезда - создатель и владелец "Мост-Банка", разгромленного (по другой версии - перешедшего под контроль "Газпрома" и сменившего принципы вещания) телеканала НТВ, газеты "Сегодня", журнала "Итоги" и др.

В июне 2000 года Гусинский был арестован по обвинению в мошенничестве в особо крупных размерах, а затем выпущен под подписку о невыезде. Предприниматель уехал за границу, позднее получил гражданство Испании. Его арестовывали правоохранительные органы Испании и Греции, но запросы из России об экстрадиции предпринимателя остались без удовлетворения.

В марте 2012 года Владимир Гусинский продал свой последний (по мнению автора пояснения к фото в русском Forbes) медиаактив, спутниковый телеканал RTVi, бывшему гендиректору телеканала "Звезда" Руслану Соколову.

По данным русского Forbes, Гусинский является бенефициаром американской New Media Distribution Company, которая занимается продажей сериалов и управлением другими активами в телевизионном бизнесе.

Эмигранты эпохи Путина

Среди тех, кто так и не вернулся в Россию, издание называет делового партнера и близкого друга Бориса Березовского Юлия Дубова, фигурантов "дела ЮКОСа" Леонида Невзлина, Михаила Брудно и Владимира Дубова, бывшего президента и председателя правления "Банка Москвы" Андрея Бородина, основателя и бывшего гендиректора крупнейшего российского сотового ритейлера "Евросеть" Евгения Чичваркина, а также героя дня - экстравагантного девелопера Сергея Полонского.

Юлий Дубов сейчас живет в Лондоне, пишет книги и, по собственным словам, не является миллионером.

Леонид Невзлин, по версии обвинения в России, в 1998 году в составе "организованной группы лиц" присвоил 38% пакетов акций предприятий "Томскнефть" ВНК, "Ачинский НПЗ" и других, внесенный государством в уставный капитал "Восточной нефтяной компании", на сумму более 3 миллиардов рублей. Как отмечали в СК, по этому эпизоду ранее были осуждены основные акционеры ЮКОСа Михаил Ходорковский, Платон Лебедев, управляющий делами организации "ЮКОС ЭП" Рамиль Бурганов. До июня 2002 года Невзлин был членом совета директоров компании, занимал различные руководящие посты в подразделениях НК и в банке МЕНАТЕП.

С июня 2003 года бизнесмен проживает в Израиле, где в том же году получил гражданство. Владеет 20% акций газеты Haaretz и другими активами в Израиле, свое состояние оценивает в 1 млрд долларов, участвует в судебных процессах в иностранных судах на стороне акционеров ЮКОСа.

Михаил Брудно с 2005 года является совладельцем компании Israel Petrochemical Enterprises Ltd, а также акционером Group Menatep Ltd., которая от имени экс-акционеров нефтяной империи Михаила Ходорковского судится с российским государством за экспроприированные активы ЮКОСа по всему миру. В 2008 году он создал фирму Monday, работающую на рынке питания Израиля.

Владимир Дубов также стал совладельцем компании Israel Petrochemical Enterprises Ltd. В Израиле он занимается виноделием.

Андрей Бородин на протяжении 16 лет возглавлял "Банк Москвы". В феврале 2011 года, вскоре после того как Юрий Лужков покинул пост мэра, контроль над "Банком Москвы" перешел к государственному банку ВТБ. Через два месяца Бородин был отстранен от должности президента банка. Руководство ВТБ обвинило его в мошенничестве. Бородин покинул Россию весной 2011 года. В феврале 2013 года он получил политическое убежище в Великобритании. В 2013 году Forbes оценил состояние экс-банкира в 800 млн долларов. Чем он занимается, составитель фотогалереи русского Forbes, судя по всему, выяснить не смог.

Евгений Чичваркин вынужден был уехать за границу в 2009 году. По делу о контрабанде в созданной им "Евросети" Чичваркин проходил свидетелем, однако он был объявлен в международный розыск через Интерпол по обвинению в похищении экспедитора компании Власкина и вымогательстве у него крупной суммы. Лондонский суд осенью 2010 года уже приступил к рассмотрению запроса об экстрадиции Чичваркина, когда в Москве суд присяжных оправдал остальных обвиняемых по этому делу, в том числе бывшего вице-президента компании и его подчиненных по службе безопасности.

Несмотря на снятие всех обвинений по этому делу, Чичваркин не стал возвращаться на родину, заявив, что существует вероятность его преследования по делу о контрабанде. В Великобритании он создал компанию Hedonism Wines, вложив в винный магазин более 10 млн фунтов. Возвращаться в Россию он так и не решился, и, к тому же, является постоянным участником антипутинских уличных акций в Лондоне.

Некоторым опальным бизнесменам удалось вернуться, "договорившись" со своими преследователями, напоминает автор публикации. Это, например, Игорь Линшиц, в прошлом - глава банка "Нефтяной" и мажоритарный акционер компании "Мосинжстрой", когда-то взявший в банк на работу оппозиционера Бориса Немцова. Он сумел вернуться в Россию в мае 2010 года, вернул себе "Мосинжстрой" и продолжает заниматься бизнесом.