Во всем мире ныне продаются текстильные изделия из КНР, прежде всего одежда. Разница между Россией и Западом в том, что в Европе и Америке на китайских изделиях стоят лейблы известных западных марок, а у нас - метки с трудно произносимыми китайскими названиями.
Работая на иностранные "бренды", "мировая мастерская" одежды зарабатывает руками своих граждан много меньше, чем собственники торговых марок ≈ головами своих дизайнеров и маркетологов. Чем больше раскручен бренд, тем больше разрыв в его цене между стоимостью пошива изделия в Китае и конечной стоимостью в торговле. В итоге из каждых 100 долл., вырученных от продажи в магазинах Нью-Йорка и Парижа фирменного изделия, пошитого руками китайских работниц, Китаю перепадает в среднем 5-7 долл. Остальное причитается обладателям торговой марки, дистрибьюторам, владельцам магазинов, посредникам.
Вопросом о том, почему Китай до сих пор не создал ни одного известного в мире бренда, задалась газета "Время МН".
Проблема, разумеется, не только в неспособности китайцев создать и раскрутить свои конкурентоспособные на внешнем рынке торговые марки. Китай в целом не может тягаться с иностранцами. По качеству тканей и фурнитуры китайцы, по их собственному признанию, заметно отстают от японцев, итальянцев и корейцев. Как дистрибьюторы и маркетологи они уступают американцам и европейцам.
Китайские фирмы стремятся привлечь заказчика ссылками на то, что на их фабриках самое современное импортное оборудование, они получают ткани и фурнитуру от западных производителей. Но такими возможностями обладают, как правило, крупные корпорации. За их создание правительство КНР вплотную взялось с середины 90-х годов. Именно головная компания холдинга решает вопросы взаимодействия с зарубежными поставщиками и потребителями. Без такого "окна в мир" мелким и средним производителям крайне трудно выйти самостоятельно на внешний рынок.
Инициативы эти, однако, не произвели в мире того эффекта, на который были рассчитаны. Виной тому, считает газета, то, что Китай по-прежнему продолжает производить "дубликаты" известных марок. Производство "двойников" ходовой одежды часто организуется буквально по соседству с легальной фабрикой - для удобства дублирования всего процесса.
Причина этого в том, что западные компании крайне неохотно делятся своими передовыми разработками и ноу-хау, видя в Китае опасного конкурента. Именно потому львиная доля экспорта приходится на "челноков". Продать такие товары в Европе сложно, и потому китайские копии изготовленных в Китае изделий с мировым именем приходят в Россию под неприметными названиями.
Общий объем экспорта китайской одежды по каналам обычной торговли составил в прошлом году около 35 млрд. долл. В Россию так поступило текстильных изделий на 1,1 млрд. долл. По оценкам китайских властей, ежегодный объем "челночного" экспорта Китая в Россию достигает 10 млрд. долл.