Газопровод Nord Stream, который соединит балтийское побережье России под Выборгом с балтийским берегом Германии в районе Грайфсвальда, не решит энергетических проблем Европы, заявил Томаш Пояр BNS заместитель министра иностранных дел Чехии, которая является председателем ЕС в 2009 году.
"Я считаю, что энергетика, энергетическая безопасность ЕС, а также Восточной и Центральной Европы не должны быть сконцентрированы только на том, будет построен газопровод Nord Stream или нет. Каждой стране - участнику проекта надлежит решить, выгоден ли он ей, подходит в политическом и экологическом отношении или нет", - сказал Пояр.
По словам дипломата, проблема энергетической безопасности заключается не в том, как обойти Россию альтернативными маршрутами, а как получить больше свободы, которую обеспечивает диверсификация.
"Однако, разумеется, наши энергетические источники и маршруты не должны быть только из одной страны, как это обстоит с Россией. У нас должны быть возможности получать нефть или газ из других регионов, не только из России или Центральной Азии", - заметил он.
По словам Пояра, каждая страна ЕС должна иметь возможность импортировать энергоресурсы - нефть, газ или электроэнергию - как минимум их двух источников.
"Следует работать, соединяя электросети, трубопроводы ЕС, чтобы при возникновении политической или технической проблемы и выходе из строя одного трубопровода можно было перейти к другому маршруту энергопоставок. Нам нужно строить газовые терминалы, чтобы у нас был реальный рынок газа, так как сейчас он очень контролируемый. Неважно, по какой причине может исчезнуть источник энергии, всегда нужно иметь альтернативу", - полагает Пояр.
Протяженность газопровода "Северный поток" (Nord Stream) составит 1200 километров. На первом этапе предполагается строительство нитки с пропускной способностью 27,5 млрд кубометров в год. На втором этапе планируется удвоение пропускной способности газопровода до около 55 млрд кубометров в год за счет сооружения второй нитки.
Nord Stream AG на 51% принадлежит ОАО "Газпром", германские E.ON и BASF владеют каждая по 20%, и еще 9% принадлежит голландской Gasunie. Швеция и страны Балтии возражают против прокладки этого газопровода по дну Балтийского моря из соображений экологической безопасности.