Главный акционер "Северстали" Алексей Мордашов, пробудивший на Западе интерес к своей персоне сенсационной покупкой доли в компании Arcelor, рассказал в статье на страницах британской The Financial Times о том, почему он вкладывает деньги в глобальную экспансию. "Меня волнует будущее стального бизнеса. Производство стали непременно будет расширяться вместе с расширением мировой экономики. Выиграют компании, имеющие лучший доступ к сырью, производящие качественную продукцию при низких затратах. Таково направление движения моей компании, и я с радостью иду по этому пути", - пишет Мордашов. "Ни на одной отрасли глобализация не отразилась так, как на стальной. Индустрия, которая когда-то была местной, стала глобальной. В статье магнат пишет о трех движущих силах этой эволюции.
Первая предпосылка - рост. В 2005 году глобальная индустрия произвела около 1,1 млрд тонн стали, увеличив производство примерно на 7% по сравнению с предыдущим годом, а Китай увеличил производство на 25%. Китай стал крупнейшим в мире производителем, на долю которого приходится примерно треть производства. Китай и Индия станут важным центром в ближайшие годы, утверждает сталелитейный магнат. (Полный текст на сайте InoPressa.ru.)
Вторая - сырье. За последние два года цены на железную руду выросли больше чем в два раза, а рост цен на кокс носил взрывной характер. Производители стали начали платить за оптовые поставки сырья: те, кто имеет хорошую вертикальную интеграцию, находятся в выигрышном положении по сравнению с теми, у кого ее нет, и биржи вознаграждают их соответственно.
Третья - консолидация. Фрагментация была проблемой эндемического характера. Пяти ведущим производителям принадлежало менее 20% стального рынка. Традиционно у компаний не было достаточного влияния, чтобы стабилизировать цены. Это приводило к большим потрясениям, в последний раз в 1997-2003 годах, когда обанкротились примерно 50 американских стальных компаний. Единственную возможность предотвратить повторение подобных событий дает консолидация отрасли в небольшом количестве компаний, производящих более 100 млн тонн в год.
Далее Мордашов анализирует ситуацию в приложении к российским производителям - таким как "Северсталь". "Затраты в России - одни из самых низких, благодаря обилию природных ресурсов и низкой стоимости труда. Она также вышла в лидеры в производстве качественной стали. "Северсталь" получила международные сертификаты за менеджмент, охрану окружающей среды, а также за меры по охране здоровья и обеспечению безопасности. Мы заняли сильную позицию на рынке самой качественной автомобильной стали, приняв высокие производственные стандарты", - пишет он.
После нестабильности 1990-х годов российские компании начали интегрироваться в глобальную экономику, осваивая наиболее сложные стандарты технологий, управления финансовыми рисками и информационной прозрачности, а также демонстрируя экологическую и социальную ответственность. "Я сделал приоритетом превращение "Северстали" в модель методов корпоративного управления, характерных для успешных компаний Европы, США и Канады. Подобно другим компаниям, зарегистрированным на европейских биржах, "Северсталь" проводит финансовый аудит по международным стандартам".
Далее Мордашов отмечает: "Российские производители стали обычно тесно связаны с правительством, как все крупные компании других стран. Несмотря на слухи, мы не получаем у государства разрешения на свою деятельность, так как являемся акционерными обществами. Однако, как и компании за рубежом, мы стремимся поддерживать с правительством хорошие отношения, поскольку являемся добропорядочными корпоративными гражданами".
Итог по его мнению однозначен: российские производители стали уже являются и останутся впредь важной составляющей промышленной консолидации. "Северсталь" сейчас производит примерно 40% своей стали за пределами России. Это результат двух недавних приобретений - Rouge Steel в США (переименована в Severstal North America) и Lucchini Steel в Италии и Франции. Когда завершится наше слияние с люксембургской Arcelor, группа станет первым мировым производителем, имеющим значительные активы в России, Бразилии, Западной Европе, США и Канаде. Новая компания будет стремиться на передний край консолидации.