Банкротство инвестиционного банка Lehman Brothers отрицательно повлияло на основные биржевые котировки во многих странах, сообщает ИТАР-ТАСС. Упала также цена на нефть.
Курсы акций на Токийской фондовой бирже рухнули вниз на 6% в итоге сегодняшней утренней сессии вслед за обвалом на финансовом рынке США. Индекс Nikkei, который отражает котировки 225 ведущих компаний Японии, сократился на 618,67 пунктов и упал до отметки 11596,09 пункта. Столь низкий уровень на Токийской фондовой бирже зафиксирован впервые с июля 2005 года.
Еще один важный показатель деловой активности - индекс TOPIX, фиксирующий курсы акций всех компаний, представленных в престижной первой секции биржи, упал на 5,63% или на 6,28 пункта и пока держится на отметке 1110,92 пункта.
- The Times: кризис может оказаться благотворным, но худшее пока впереди
Японский премьер-министр Ясуо Фукуда провел во вторник в Токио экстренное совещание с участием главы центробанка и министров финансово-экономического блока страны. Как сообщил по итогам встречи министр финансов Буммэй Ибуки, на ней принято решение "тщательно согласовывать все дальнейшие шаги в финансовой сфере с США и Евросоюзом".
Между тем Европейский центральный банк провел накануне интервенцию, направив в финансовую систему Евросоюза сумму 30 млрд евро в форме экстренных кредитов. Одновременно не входящий в зону евро Банк Англии объявил от открытии для национальных банков кредитную линию в размере 5 млрд фунтов стерлингов. Эти действия имеют упреждающий характер, чтобы снизить обеспокоенность рынков, вызванную сообщениями о банкротстве четвертого по размерам инвестиционного банка США.
Одно из самых крупных в этом году падений котировок потрясло сегодня и Гонконгскую фондовую биржу - третью по величине в Азии. В начале утренней торговой сессии ее главный индекс Хан Сен, отражающий состояние акций "голубых фишек" - более сорока ведущих китайских и региональных компаний, упал на 6,5%. Потеряв 1257 базисных пунктов, он скатился до отметки 18095 пунктов.
Почти на 5% во вторник упал индекс Шанхайской фондовой биржи вслед за реакцией основных азиатских торговых площадок на банкротство Lehman Brothers. По итогам торгов композитный индекс биржи снизился на 4,47%, преодолев психологически важную отметку в 2000 пунктов (1986,64 базисных пункта). Падение показателя деловой активности достигло рекордных 93,04 базисных пунктов.
На фоне обеспокоенности состоянием американской финансовой системы с открытием сегодня после трехдневных праздников торгов на Сеульской бирже отмечено резкое падение (на 6%) индекса цен и на 3% курса южнокорейской воны по отношению к доллару, поскольку иностранные инвесторы стали избавляться от южнокорейских активов.
Пытаясь успокоить ситуацию на бирже министерство планирования и финансов Республики Корея вместе с центральным Корейским банком заявили о своем вмешательстве "в случае необходимости" и выделении средств с целью стабилизации курса иностранных валют.
Открытие торгов на Парижской бирже сегодня было отмечено новым падением главного индекса деловой активности QAQ-40 на 1,55%.
В самих США индекс Dow Jones - важнейший показатель деловой активности страны - после открытия биржи в понедельник упал на 317,38 пункта или на 2,78% до отметки 11104,61 пункта. Одновременно наблюдалось понижение и других ведущих биржевых показателей. Индекс электронной биржи NASDAQ опустился на 40,69 пункта или 1,74% до 2221,24 пункта. Индекс Standard & Poor`s-500 понизился на 30,04 пункта или 2,40% до 1222,65 пункта. Негативным образом крах Lehman Brothers сказался и на стоимости энергоносителей. Нефть на Нью-йоркской товарной бирже в понедельник значительно подешевела. В первой половине дня стоимость фьючерсных контрактов на поставки "черного золота" в ноябре снизилась до 96,38 доллара за баррель. Это на 4,87 доллара или 4,82% меньше показателя закрытия минувшего воскресенья, когда проводились внеочередные торги.
Значительным падением котировок завершились в понедельник торги на фондовых биржах Латинской Америки. Заметный спад зафиксирован на крупнейшей в регионе финансовой площадке - фондовой бирже Сан-Паулу. Главный индикатор бразильского рынка потерял к завершению торгов почти 4 пунктов или 7,59 проц, что стало самым крупным снижением с сентября 2001 года, когда произошли теракты в США.
Лидерами падения стали ценные бумаги сырьевых компаний, формирующих около трети стоимости всех акций, представленных на финансовой площадке в Сан-Паулу. Так, бумаги нефтяного концерна "Петробраз" подешевели на 9,94%, а железорудной компании "Вале ду Риу Досе" - на 8,81%.
Подобная картина наблюдалась и на остальных фондовых площадках региона. Главный индекс Мексиканской фондовой биржи, второй по размеру в Латинской Америке, сократился в понедельник на 3,79%, аргентинской - на 5,19%, чилийской - на 1%, колумбийской - на 1,98%.
The Times: кризис может оказаться благотворным, но худшее пока впереди
Накануне без следа сгинула парочка самых известных мировых финансовых учреждений, одна из крупнейших в мире страховых компаний силилась не пойти ко дну, а рыночная стоимость компаний по всему Земному шару упала на миллиарды фунтов, долларов и евро. Но так ли это важно? Подобный вопрос может показаться оскорбительным и даже дурацким. За 48 часов знакомый нам мир инвестиционных банков, быть может, исчез навсегда. Очевидно, что мы являемся свидетелями одного из тяжелейших финансовых кризисов за несколько десятилетий. Однако люди, жизнь которых кошмар на Уолл-стрит немедленно и напрямую не затрагивает, порой сохраняют скептический настрой, пишет во вторник The Times.
Вы можете задаться вопросом: принесет ли этот кризис реальный ущерб экономике, которого не принесли все предыдущие кризисы, виденные нами за последние два десятилетия?
Задумайтесь: за минувшие 20 лет мировая финансовая система, связи в которой все более усиливаются, переживала один кризис за другим, и каждый из них газеты встречали зловещими заголовками, предсказывая экономический крах в масштабах Великой депрессии 1930-х годов.
В 1987 году курсы акций за один день упали более чем на 20%, и всем казалось, что наступил новый 1929 год. Но в действительности сердце глобальной экономики ни на секунду не остановилось, и в ведущих промышленно развитых странах экономический рост продолжался еще три года и больше. (Полный текст на сайте InoPressa.ru.)
В 1998 году американские власти столкнулись с жуткими финансовыми последствиями дефолта в России, и им пришлось спасать одну из компаний Уолл-стрит, которая, как опасались, могла своим падением вызвать эффект домино по всему миру. Однако экономика пережила и это, а уже в следующем году показатели экономического роста поставили десятилетний рекорд.
Теракты в сентябре 2001 года привели к закрытию Уолл-стрит почти на неделю, вызвали паническую распродажу акций и дикие колебания на рынках облигаций, когда биржи вновь открылись. Однако экономика не рухнула и спустя несколько месяцев даже стала выбираться из рецессии, к которой скатывалась еще до терактов.
Поэтому можно понять, что вы удивляетесь, к чему весь нынешний шум. За минувшие годы экономика США успешно обходила минные поля финансовых катастроф, о которых трубили заголовки: ипотечный кризис, крах банка Bear Stearns, спасение Fannie Mae и Freddie Mac.
По состоянию на конец июня годовой экономический прирост составил 2,2%. Конечно, не самое впечатляющее значение, но стоит вспомнить, что за год до этого – за 12 месяцев до начала ипотечного и финансового кризиса – экономический рост составил всего 1,8%.
Отчего же верить, что раз финансисты с Уолл-стрит и из Сити кусают локти и висят на краю пропасти, то это сильно скажется на нашем материальном положении? В том, что касается вчерашних драматических событий, пока слишком рано давать ответ. Однако, если учитывать более широкий финансовый крах, который к ним привел, создается впечатление, что на этот раз ситуация иная, отмечает издание.
Во-первых, во всех прошлых воображаемых катастрофах значительно худшего исхода для реальной экономики удавалось избежать за счет своевременных мер центральных банков и правительств. Очевидно, что действия Федеральной резервной службы, американского казначейства, Европейского центрального банка и запоздалые шаги Банка Англии помогли защитить экономику от более значительного ущерба.
Но на этот раз финансовые проблемы масштабнее, чем в прошлом, а последствия граждане почувствуют более остро. Худшее, безусловно, еще впереди, и пока не очевидно, что у властей в запасе так уж много ответных мер.
Относительно хорошие новости по поводу американской экономики наверняка вскоре перестанут поступать. Правительственные налоговые вычеты, которые коснулись более 100 млн американцев и, вероятно, помогли смягчить удар, остались в прошлом.
Судя по самым свежим данным, американскую экономику не ждет ничего хорошего. Вчера за разговорами о событиях на Уолл-стрит затерялось заявление правительства США о том, что в августе падение промышленного производства стало самым резким за последние семь лет. Потребительские расходы, которые не снижались ни в одном квартале вот уже 17 лет, видимо, уменьшатся по состоянию на конец сентября. За минувшие четыре месяца был отмечен всплеск безработицы: ее показатель поднялся с 5 до 6,1%.
Очевидно, что на этот раз масштабы кредитного кризиса и беспрецедентное падение цен на недвижимость свидетельствуют о гораздо более мощных потрясениях, чем все случавшиеся на нашей памяти за последние 30 лет. Это не значит, что рецессия будет серьезнее, чем все нами виденное, однако период длительной стагнации практически неизбежен.
По иронии судьбы, вчерашние травматические события могут оказаться благотворными для финансовых рынков – необходимыми, пусть и болезненными, изменениями в свете новой действительности. Но для всех остальных, к несчастью, катарсис наступит, по-видимому, нескоро, заключает The Times.