Экономический кризис заставляет Иран, занимающий второе место в мире по запасам газа, принимать экстренные меры по выходу из изоляции. В минувшие выходные Тегеран подписал с Китаем контракт на сумму 3,39 млрд долларов, предусматривающий разработку крупнейшего в мире газового месторождения Южный Парс. В понедельник Иран дал понять, что французская компания Total вопреки прежним заявлениям иранских властей продолжит работу на этом месторождении. Кроме того, меморандум об участии в разработке Южного Парса подписан в эти выходные и с Россией.
Консорциум китайских компаний в течение трех лет построит новую производственную линию в рамках 12-й фазы Южного Парса и должен будет производить в год по 10,5 млн тонн сжиженного природного газа
Одновременно, как пишет "Коммерсант", Иран дал понять, что и французская компания Total продолжит работу на этом месторождении.
Резкая активизация переговоров по Южному Парсу совпала с приближением президентских выборов в Иране, которые грозят обернуться поражением для Махмуда Ахмади Нежада.
Соглашение с Россией, связанное с Южным Парсом, было подписано иранским министром нефти Голямхосейном Нозари и министром энергетики РФ Сергеем Шматко в Вене на заседании ОПЕК.
Подписанный меморандум о взаимопонимании в нефтегазовой сфере не содержит, правда, никаких конкретных обязательств, а носит скорее политический характер.
По словам министра Шматко, "меморандум, в частности, предполагает поставки туркменского газа, купленного Россией, в северный Иран в обмен на поставки углеводородов из южного Ирана через Персидский залив". Северный Иран испытывает острую нехватку энергоресурсов при отсутствии транспортной инфраструктуры, позволяющей поставлять углеводороды с юга страны.
Кроме того, "Газпром" может принять участие в строительстве на Южном Парсе завода по производству СПГ. "Газпром" хорошо знает это месторождение, так как российские специалисты участвовали ранее в его разведке.
Но 16 марта Нозари сделал новые сенсационные заявления по поводу судьбы главного иранского месторождения. Он неожиданно опроверг все предыдущие заявления иранских властей о том, что французская компания Total прекращает работу на Южном Парсе.
Ранее глава иранской национальной нефтяной компании Сейфолла Джашнсаз утверждал, что Total, поддавшись давлению США, намеренно саботирует разработку 11-й фазы, поэтому ее место займет другая компания.
Активизация переговоров по Южному Парсу проходит на фоне резкого ухудшения экономической ситуации в Иране. Из-за падения цен на нефть инфляция и безработица в стране достигли рекордных показателей (26% и 12% соответственно).
На прошлой неделе иранский парламент утвердил бюджет на следующий год, однако вычеркнул из него предложенный президентом Ахмади Нежадом план компенсаций малоимущим гражданам. Парламентарии сочли, что массовая раздача наличных накануне июньских президентских выборов напоминает подкуп избирателей намеревающимся переизбраться Махмудом Ахмади Нежадом.
Отказ парламента одобрить президентские меры уже привел к кризису в энергоснабжении. Министерство нефти объявило, что начинает импортировать бензин: нефтепереработка в Иране не очень развита, а в условиях столь низких цен на энергоресурсы является и вовсе убыточной.
Как пишет издание, верховное духовенство, обладающее реальной властью в стране, склоняется к мысли о необходимости заменить Ахмади Нежада, показавшего себя не слишком эффективным менеджером, на другую, менее скомпрометировавшую себя фигуру.
Активизацию газовых переговоров можно считать началом выхода Ирана из изоляции, в которой он оказался в период правления Махмуда Ахмади Нежада - именно в последние годы европейские компании сворачивали свой бизнес в Иране.