В Грузии может начаться кампания по национализации предприятий, принадлежащих российскому бизнесу, пишет газета "Известия". Президент Грузии Михаил Саакашвили засвидетельствовал, что "передний край российско-грузинской линии фронта" сместился из военно-политической сферы в экономику. Недаром в эту сферу был переброшен "антикризисный менеджер" – бывший министр обороны Ираклий Окруашвили, который, впрочем, как стало известно в пятницу подал в отставку с нового поста министра экономического развития Грузии, несмотря на то, что назначен был всего неделю назад. По некоторым данным, Окруашвили "не очень горел желанием" работать на посту министра экономического развития. В Грузии все чаще начинают звучать разговоры о том, что грузинские предприятия, принадлежащие российскому бизнесу, могут попасть под удар.
Первой "подумать о национализации" предложила оппозиция. Председатель парламентской фракции "Демократический фронт" Давид Бердзенишвили предложил выкупить у российских инвесторов грузинские энергетические объекты, "так как сейчас Москва имеет все энергетические рычаги давления на Грузию". По сведениям газеты "Известия", Бердзенишвили просто стал выразителем настроений, которые весьма распространены в Грузии. Если же антироссийская национализация в Грузии действительно начнется, то пострадать могут многие российские компании - несмотря на натянутые отношения в политике российско-грузинские деловые отношения развивались неплохо.
Самый крупный российский инвестор в Грузии - РАО "ЕЭС России". Российской энергетической компании принадлежит 75% акций тбилисской энергораспределительной компании "Тэласи", 100% акций энергогенерирующей компании "Мтквари", 50% акций "Трансэнерджи", правами на управление гидроэлектростанциями ХрамиГЭС-1 и ХрамиГЭС-2. Кроме того РАО ЕЭС взяло в аренду ЛЭП, по которой осуществляется передача электроэнергии из Армении в Тбилиси. Фактически российский энергохолдинг контролирует 20% генерирующих мощностей и 35% сбыта электроэнергии Грузии.
Дочерняя компания "Лукойла" владеет в Грузии сетью бензозаправочных станций. Внешторгбанк приобрел контрольный пакет акций одного из крупнейших банков - Объединенного банка Грузии. Российский капитал представлен в таких грузинских банках, как Карту-банк, Народный банк, Банк Грузии. Российский "Авиатон" владеет контрольным пакетом акций Кутаисского авиационного технического завода, компания "Энерджи-Инвест" - химическим заводом "Азот" в городе Рустави.
В сфере пищевой промышленности российскому "Дионис клубу" принадлежит компания, созданная на базе винзавода "Ахашени". Российскому оператору мобильной связи "Вымпелком" принадлежит 51% уставного капитала грузинского оператора сотовой связи "Мобител", а также опцион на покупку оставшихся 49%. Всего же в Грузии зарегистрировано около 200 смешанных российско-грузинских предприятий.
Все эти компании могут оказаться под ударом, и первой жертвой нового министра экономики, пишет газета "Известия", может стать Объединенный грузинский банк, большая часть акций которого принадлежит российскому Внешторгбанку. Повод для претензий всегда можно найти, главное - политическая воля. Тем не менее, до последнего времени о нападках на российский бизнес в Грузии не сообщалось. По всей видимости, пока госминистр Грузии Каха Бендукидзе, ответственный за программу экономических реформ, и стоявший за приватизацией многих крупных госпредприятий, удерживает сторонников жестких действий в экономике от резких движений.
Впрочем, пока руководство Грузии, по крайней мере, на словах, ставит задачу предотвратить дальнейшее охлаждение отношений с Россией. Как сообщил президент Грузии Михаил Саакашвили в интервью, опубликованном в пятницу британской газетой The Financial Times, "первым делом надо остановить любое ухудшение (во взаимоотношениях с Россией) и, если это будет возможным, нормализовать дела", - подчеркнул Саакашвили. "Для нас ясно - мы не заинтересованы в какой-либо эскалации отношений с Россией", - добавил президент Грузии.
По оценке Саакашвили рост ВВП Грузии в 2006 году составит около 8%. При этом расширение экономики могло бы быть на 1,5-3 процентных пункта больше, если бы не ухудшение экономических отношений с Россией. Однако, Саакашвили в очередной раз подтвердил, что при необходимости Грузия сможет обойтись без российского газа. Он заявил: "Наша главная мотивация теперь – это то, что мы можем выжить".
Так или иначе, но, как пишет FT, Саакашвили готов пойти на примирение с Москвой и хотел бы встретиться с президентом Путиным на саммите лидеров стран СНГ, который пройдет в конце ноября в Минске.
Саакашвили заявил: "Мы хотим, чтобы нас рассматривали как маленькую страну, у которой есть свои собственные интересы, а не как часть некого международного баланса сил. В Москве нас считают бастионом запада, но мы не хотим быть бастионом ни для кого".