Сохранение дефицита бюджета на уровне 2% ВВП на период до 2020 года неприемлемо, считает вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин, сообщает "Финмаркет".
"Минэкономразвития подготовлен прогноз до 2030 года, где есть два сценария - инновационный и консервативный (сырьевой). Инновационный исходит из роста цены на нефть до 100 долларов за баррель до 2020 года и сохранения дефицита примерно 2% до 2020 года", - сказал Кудрин, выступая на Красноярском экономическом форуме.
Такой прогноз, по мнению министра, "не имеет права на жизнь". "Нам придется его существенно переделать, поскольку, по сути, это еще большая зависимость от нефти и большие риски для макроэкономики, чем были до кризиса, - отметил Кудрин - Я не думаю, что нам нужно скатываться до этой модели".
Как сообщалось, Минэкономразвития разработало и внесло в правительство два варианта параметры долгосрочного прогноза социально-экономического развития страны - инновационный и консервативный (энерго-сырьевой).
Первый построен на идеологии Минэкономики - государство должно тратить больше, чем зарабатывает, увеличивать ассигнования на здравоохранение и образование, мириться с дефицитным бюджетом ради ускорения роста и перехода от сырьевой к инновационной модели развития.
Второй вариант предполагает импонирующую Минфину жесткую экономию, отказ государства от роли ключевого инвестора и прощание с дефицитом бюджета в 2016 году за счет пересмотра уже озвученных решений повышать пенсии любой ценой и перевооружить армию за астрономические 20 триллионов рублей.
Инновационный сценарий предполагает, что среднегодовой рост промышленного производства в период с 2011 по 2030 год составит 4,1%, при этом оборот розничной торговли будет увеличиваться в среднем на 4,8% в год.
Необходимые для выполнения условий данного варианта уровень госинвестиций и параметры бюджета развития потребуют сохранения дефицита федерального бюджета в размере 2-3% ВВП в 2015-2025 гг., государственный долг после 2025 года превысит уровень 30% ВВП.
Консервативный (энерго-сырьевой) сценарий рассматривает развитие экономики, опирающееся на использование конкурентных преимуществ России в сырьевом секторе. В сценарии не предполагается комплексная реализация всех инновационных возможностей экономики, но при этом упор делается на развитие инноваций, ориентированных на модернизацию сырьевого сектора и обеспечение обороноспособности.
Развитие инноваций в этом сценарии ориентируется в основном на импортные технологии и знания. Расходы на научные исследования и разработки возрастут к 2030 году лишь до 2% ВВП (в 2010 году - 1,2% ВВП).
Расходы на образование на протяжении всего периода оцениваются на уровне 4,4-4,9% ВВП (в 2010 году - 5,1% ВВП). Расходы на здравоохранение вырастут с 4,9% ВВП в 2010 году до 5,2% в 2030 году.
Кудрин полемизировал с идеологом инновационного сценария замминистра экономики Андреем Клепачем еще на Гайдаровских чтениях в декабре. Тогда Клепач отмечал, что пока не удалось решить проблему развития. "Россия остается развивающейся страной, где развитие не приобрело устойчивости и зрелости", - сказал замминистра.
Он подчеркнул, что темпы роста экономики колеблются от 7% до 4% в год. При этом, по его словам, если убрать составляющую роста, связанную с высокими ценами на нефть и газ, то рост составляет около 4%. "И сейчас, когда цена на нефть стабилизируется, мы выходим на эту траекторию развития (рост около 4%)", - сказал он.
По его мнению, это означает, что доля России в мировой экономике либо будет держаться около 3%, либо начнет сокращаться. Он также отметил, что до сих пор не удалось существенно сократить разрыв между уровнем доходов и производительностью труда.
По словам замминистра, по расходам на науку и образование Россия отстает от многих стран. "Чтобы хоть что-то серьезное сделать с образованием, здравоохранением, мы должны повысить расходы", - сказал он, отметив, что это касается и частных расходов.
Он сообщил, что, по расчетам Минэкономразвития, дефицит бюджета еще в течение 10-20 лет будет колебаться около 2%, "то меньше, то больше". "Мы все равно вползем в долговую экономику, либо нам нужно строить новую налоговую систему", - сказал замминистра.
В свою очередь Алексей Кудрин заметил, что, по его мнению, на развитие экономики больше влияет снижение ставки кредитования на 1,5% и бездефицитный бюджет, нежели сохранение дефицита на уровне 1,5-2% ВВП и прирост ставок. Министр опасается, что поддержание дефицита бюджета "является запирающим условием для развития".
Темпы роста российской экономики должны быть выше, чем прогнозируются сейчас, считает Алексей Кудрин. "Мы будем иметь в ближайшие годы устойчивый рост (ВВП) 4 и выше процента, хотя для России это недостаточно, это средний уровень по мировой экономике. России нужны темпы роста экономики выше - 6-7%", - сказал он.
Пока же, похоже, главе Минфина придется смириться с тем, что в ближайшие годы качественных изменений не произойдет. Рост промышленного производства и ВВП в ближайшие 3-4 года будет находиться примерно на одинаковом уровне, заявлял в декабре Клепач.
Некоторые страны возвращаются к докризисным моделям экономик, такие риски актуальны и для России, считает Алексей Кудрин. "Мы много говорим о нашей нефтегазовой зависимости, что от нее нужно избавиться, уйти, но пока это не удается", - сказал он.
"Есть риски, что мы снова станем воспроизводить докризисные тенденции, и наша модель - когда большой приток средств связан с высокой ценой на энергоносители и приток капитала идет на быстрое укрепление национальной валюты", - считает Кудрин.
Он отметил, что в мировой экономике сохраняются риски возврата к моделям экономики, действовавшим до кризиса. "Хотя мировой кризис снизил глобальные дисбалансы в экономике, многие страны по инерции возвращаются к некоторым докризисным моделям", - сказал он. Так, по словам Кудрина, происходит в США и Китае. Глава Минфина отметил негативную динамику прямых иностранных инвестиций. "По предварительным данным, прямые иностранные инвестиции составили 12-14 млрд долларов. Это мало", - сказал он, напомнив, что в лучшие годы этот показатель доходил до 27 млрд долларов.
Также он пожаловался на большие дополнительные расходы федерального бюджета на модернизацию армии, обеспечение военнослужащих и развитие оборонной промышленности, которые с 2012 года будут составлять 1,5% ВВП. "Со следующего года три задачи - модернизация армии, улучшение обеспечения военнослужащих и оборонпром - дополнительно потянут на 1,5% ВВП ранее не имевшихся расходов", - сказал он.